пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Публикации » «Европротоколы»: преимущества и недостатки

Не всегда хочется ждать инспекторов ГАИ для оформления ДТП, особенно виновнику или когда это нужно только для фиксации факта и в дальнейшем возмещения ущерба страховщиком.

С 19 сентября 2011 года действует Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно дорожно-транспортных происшествий и выплаты страхового возмещения» (далее – Закон). Законодатель ввел механизм упрощенного оформления ДТП. Такая процедура применима при ДТП с незначительными последствиями и при наличии следующих обстоятельств:

- участниками ДТП являются только обеспеченные полисом ОСГОА транспортные средства;

- отсутствуют травмированные (погибшие) люди;

- водители транспортных средств пришли к согласию по обстоятельствам совершения ДТП;

- у водителей отсутствуют признаки алкогольного, наркотического или другого опьянения или пребывания под воздействием лекарственных препаратов.

Оформление ДТП сводится к составлению «европротокола» – специального бланка, который водители-участники заполняют на месте аварии. Новый Закон определяет его как «уведомление о ДТП», а соответствующий бланк водитель должен получить при заключении договора ОСГОА от страховщика бесплатно. Образец бланка устанавливает МТСБУ (моторное (транспортное) страховое бюро Украины). При применении упрощенного порядка оформления ДТП именно указанное уведомление о нем в дальнейшем становится основанием для выплаты страхового возмещения потерпевшей стороне.

Какие же преимущества получают водители в случае использования упрощенной процедуры? Если участники ДТП оформили и подписали уведомление о ДТП, то они:

- имеют право покинуть место ДТП;

- освобождаются от обязанности информировать ГАИ о ДТП;

- освобождаются от административной ответственности, предусмотренной за нарушение правил дорожного движения (возможность виновнику ДТП избежать штрафа на 340 – 425 грн. и больше или лишения водительского удостоверения на 6 – 12 месяцев).

Для невольных свидетелей упрощенная процедура позволит избежать заторов и пробок в ожидании ГАИ.

Что касается информирования ГАИ, то нужно отметить, что решение о вызове инспекторов ГАИ участники аварии принимают самостоятельно, а если кто-либо из них считает нужным оформить ДТП «по старинке», то работники ГАИ не могут в этом отказать автовладельцам. В случае отсутствия хотя бы одно из указанных выше обстоятельств допустимости упрощенного оформления ДТП – вызов сотрудников ГАИ, как и раньше, обязателен.

С заполненным бланком уведомления о ДТП участники аварии должны не позднее трех рабочих дней с даты ДТП обратиться к страховщику, с которым заключен договор обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (ОСГОА). Для получения страхового возмещения потерпевший или другое лицо, имеющее право на получение возмещения, на протяжении 30 дней со дня подачи уведомления о ДТП подает страховщику или в указанных в Законе случаях в МТСБУ заявление о страховом возмещении.

Согласно положениям Закона воспользоваться описанными возможностями могут не просто участники ДТП, а владельцы обеспеченных полисом ОСГОА транспортных средств. Полис ОСГОА должен быть получен после 19.09.2011 г., а вместе с ним и бланк уведомления о ДТП. Таким образом, страховики уже, наверное, «потирают руки» в ожидании волны прибыли, как во времена введения полисов обязательного страхования, а автовладельцы думают, куда бежать за новым полисом и бланком.

Могу заявить, что вступление в силу Закона совсем не обозначает истерическую необходимость автолюбителям срочно обзавестись новыми документами. Прежде всего, МТСБУ вместе с ГАИ пока не установили образец уведомления о ДТП и не разработали инструкцию о его заполнении, как этого требуют переходные положения Закона. У страховщиков еще просто нет бланков уведомления о ДТП, которые он должен выдать вместе с новым полисом. Отсутствие инструкции говорит о и без того высокой вероятности ошибок и неточностей, расставлении акцентов при заполнении бланков уведомлений о ДТП, что в дальнейшем может лишить потерпевшего возможности получить страховое возмещение.

Пока у всех участников ДТП не будет нового полиса и бланка,применять упрощенную процедуру невозможно. «Старые» полисы остаются в силе на протяжении положенного срока – до года и могут быть также предъявлены страховщику при необходимости. Кстати, известно, что МТСБУ обратилось к страховщикам с просьбой обеспечить бесплатный обмен полисов.

Отдельно остановимся на таком обязательном обстоятельстве применения упрощенной схемы оформления ДТП, как отсутствие у водителей признаков алкогольного, наркотического или другого опьянения или пребывания под воздействием лекарственных препаратов. Как самостоятельно проверить его наличие?

Представим, что вы участник и ваше любимое и ненаглядное авто «разбито»… Вылетаете из машины и начинаете сразу разглядывать глаза предположительного виновника на предмет покраснений, слезоточивости, расширенных зрачков… Можете также просто спросить его об этом или, например, попросить пройти по прямой линии… Я веду к тому, что водители бывают разные, с разным кругозором и далеко не всегда могут объективно на месте определить состояние участника ДТП. Поэтому ответ на поставленный вопрос не может быть в виде алгоритма действий или инструкций. Ясно одно, что если сомнения есть, их нужно развеять вызовом сотрудников ГАИ, которые, во-первых, имеют определенный опыт в распознавании состояния водителя, а во-вторых, в отличие от Вас, могут под угрозой составления админпротокола за отказ попросить участника «проехать в наркологию».

Одной из проблем нового Закона можно назвать то, что в случае оформления документов о ДТП без участия инспекторов ГАИ размер страховой выплаты за вред, причиненный имуществу потерпевших,не может превышать максимальных размеров, утвержденных уполномоченным органом по представлению МТСБУ, которые, естественно, никто пока не утверждал.

Новшества Закона касаются не только введения упрощенной процедуры оформления ДТП. Установлен теперь исключительный перечень документов, которые страховщик может требовать от страхователя, что значительно уменьшит бюрократические преграды в вопросах взаимодействия со страховщиком.

Важным и нужным в Законе является и то, что страховщики после получения заполненного уведомления о ДТП должнысамостоятельно собирать все необходимые документы для оформления выплаты, тогда как до сих пор этим занимался клиент. Кроме того, Закон, наконец, ограничил страховую компанию приемлемыми сроками выплаты возмещения, поскольку обязывает рассмотреть заявление о выплате возмещения за 90 дней, а выплатить деньги в течение 15 дней после принятия решения. Хоть об эффективности получения «денег» от страховщика при самостоятельном оформлении ДТП по действующему Закону говорить рано, так как правоприменительная практика в стране непредсказуема, но можно утверждать о более обнадеживающем для потерпевшего и стесненным установленными Законом временными и процедурными рамками порядке получения страхового возмещения.

Вместо нескольких типов полисов выдаваться теперь будет только один, который раньше назывался I типом и предусматривал страхование ответственности всех лиц, управляющих транспортным средством на законных основаниях. Помимо того, что цена полиса может возрасти из-за увеличения рисков, так еще и возникает необходимость иметь его на каждый управляемый лицом автомобиль.

Наоборот, уменьшить стоимость страхования могут положения Закона о возможности страхователей выбирать периоды (месяцы), на которые распространяется действие полиса.

 

Константин Криулин,
юрист Юридической фирмы FELIX


design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%