пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Публикации » Давят, следят, выкручивают

Давят, следят, выкручивают

Комментарий Инны Плескач для «Деньги.ua», юридическая фирма FELIX 

Налоговая нагрузка продолжает расти. Понятное дело, предприниматели жестко возражают, требуют послаблений. Но перед властями стоит очень сложная задача наполнить бюджет, и не в последнюю очередь - за счет средств бизнеса. Поэтому с высокими налогами все равно жить как минимум до 2016 года. И придется выкручиваться. Как именно - разбираемся.

Обещали налоговую реформу, а наградили нас полнейшим безобразием»,-приблизительно так реагируют бизнесмены на изменения в налогообложении, которые произошли с начала 2015 года. И на перемены, которые грядут в ближайшие месяцы. Негодование бизнеса вполне можно понять. Например, вместо сокращения количества налогов правительство добавило новые акцизы и пошлины, обязало предпринимателей использовать в своей работе кассовые аппараты, полностью перекроило привычную систему администрирования НДС и даже дала налоговым органам право контролировать бухгалтерскую отчетность.

Хитрая математика

На первый взгляд, Кабинет Министров и парламентарии не обманули и количество налогов действительно уменьшилось (напомним, что власти говорили о сокращении с 22 до 9). Ликвидировано многое (см. инфографику). Но, к примеру, туристический сбор и сбор на парковку транспортных средств, об упразднении которых тоже говорили давно, обошли стороной. Более того, правительство тотчас же нашло способы, чтобы вынуть дополнительные деньги из карманов бизнеса. Например, с 2015 года введен налог на нежилую недвижимость, ставка которого достигает 2% минимальной зарплаты за 1 кв. м. То есть, к примеру, за офис в 100 кв. м в 2015 году придет­ся отдать в бюджет более 2400 гривен, а за 200-метровое помещение - уже почти 5000 гривен.

Еще одним новшеством стал «старый» акциз на переоборудование грузовых транспортных средств в легковые.

Его отменили в апреле 2014 года, но решили вернуть с 2015 года. И хотя эксперты говорят, что временным отсутствием этого сбора воспользовались мошенники, поскольку без акциза стоимость перерегистрации авто составляла всего 1000-1200 гривен, новые ставки явно «порадовали» тех, кто делает на этом легальный бизнес. Например, за Mercedes-Benz Sprinter с объемом двигателя 2,2 литра придется отдать почти 720 евро налога, если автомобиль новый. И 5,4 тыс. евро, если его возраст 5 лет и более. А переоборудование Ford Transit с мотором в 2,5 литра повлечет за собой уплату налога от 5,5 до 11,8 тыс. евро.

Причем для легковых авто, которые продаются в Украине, акциз тоже вырос. Раньше он составлял от 0,1 до 3,54 евро за 1 куб. см двигателя, сегодня - до 4,715 евро за 1 куб. см. «То есть, отменив сбор за первую регистрацию транспортного средства, его фактически «вшили» в акцизный налог», - говорит Олег Назаренко, генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импорте­ров и дилеров.

Раньше, к примеру, регистрируя автомобиль с объемом двигателя до 3-3,5 литров, нужно было уплатить около 1000 гривен. Теперь этого сбора нет, но зато возросшие ставки акциза привели к подорожанию автомобилей с аналогичными параметрами мотора до 3000 евро. Пересчитав по нынешнему курсу, мы получим около 80 тыс. гривен «надбавки» в госказну. То есть в 80 раз больше, чем сбор при первой регистрации. А страдают, естественно, и автодилеры, и покупатели.

По данным Укравтопрома, в 2014 году падение продаж новых легковых автомобилей составило 52%, импорт сократился на 64%, производство автотранспорта внутри страны - на 43%.

Жмут акцизом

Еще одно новшество, которое всколыхнуло, прежде всего, розничную торговлю, - введение нового акциза с оборота. Причем при разработке изменений в Налоговый кодекс планировалось, что ставку акциза будут регулировать местные советы. Но Верховная Рада проголосовала за то, чтобы размер акциза был единым для всех - 5%.

И это помимо того, что в нынешнем году введен акциз на альтернативные виды топлива (99 евро/т), сжиженный природный газ (6 евро/т). Повышен акциз для бензинов до 202 евро за тонну (было 198 евро) и для сжиженного пропана/пропан-бутана до 50 евро за тонну (было 44 евро). А ставка акциза, которую обязаны уплачивать производители алкоголя, с 2015 года выросла на 6,3%, на сигареты без фильтра - более чем вдвое.

Кроме того, пиво отныне тоже считается алкогольным напитком, а значит, сбор распространяется и на него. На торговлю пивом придется получать лицензию и клеить акцизные марки. Правда, произойдет это с 1 июля 2015 года.

Однако новый акциз вкупе с девальвацией уже взвинтил цены на топливо и перечисленную продукцию в розничных сетях. Не заставили себя ждать и рестораторы: цены в меню выросли на 10-30%. И, как говорят владельцы заведений, это еще не предел.

Непростая прибыль

Изменения в налоге на прибыль тоже стали предметом дискуссий. Что однозначно порадовало налогоплательщиков, так это ликвидация подавляющего большинства налоговых разниц (расхождения в оценке активов, доходов и расходов в налоговом и бухгалтерском учете). Кроме того, плательщики освобождены от подачи отчетности, если нет объекта налогообложения (то есть прибыли). Правда, это не касается лиц, имеющих лицензию на торговлю подакцизной продукцией.

Еще одна добрая весть: тем, кто имеет годовую выручку не более 20 млн. гривен, нет нужды платить авансовые взносы (ранее эта «планка» составляла 10 млн. гривен).

Базовым налоговым периодом становится год. А значит, налоговая декларация, в том числе расчет ежемесячных авансовых взносов, подается до 1 июня года, следующего за отчетным (налоговым) годом. «Однако в заключительных положениях Налогового кодекса предусмотрено, что данная норма вступает в действие со следую­щего года. Таким образом, подать отчетность за 2014 год необходимо было до 2 марта, а за отчетный квартал - до 9 февраля», - рассказывает Кристина Кольчинская, юрист ЮФ «Гвоздий и Оберкович».

Еще одна особенность, связанная с уплатой налога на прибыль с 2015 года: право налоговиков контролировать правильность заполнения бухгалтерской отчетности. Связано это с уже упомянутым сокращением налоговых разниц. То есть усиление контроля со стороны фискалов - свое образная плата за либерализацию отчетности.

 

Три жестких буквы

Главное новшество по НДС - внедрение электронного администрирования и НДС-счетов. И хотя вплоть до 1 июля эта система работает в тестовом режиме, к ней уже немало претензий. Выход пока один - вовремя сбежать из этого налога. Благо, предельный оборот, при котором можно не платить этот налог и не получать статус плательщика НДС, вырос с 300 тыс. гривен до 1 млн гривен в год.

Правда, есть некоторые сферы бизнеса, которым действительно повезло. Освобождены от НДС книгоиздатели, а также с конца марта возобновлена льгота по уплате этого налога с импорта цветных и черных металлов. Причем вплоть до 2017 года. Также еще в 2014 году парламент утвердил освобождение от НДС поставки лекарств и медицинских изделий, предназначенных для участников АТО. Но эта льгота до сих пор не заработала, поскольку Кабмин так и не принял список товаров, которые выводятся из-под налога.

Усложнение упрощенки

Как уже писали «Деньги», изменения коснулись и налогообложения предпринимателей. Более того, в кулуарах правительства по инициативе МВФ поселилась мысль о дальнейшем реформировании «упрощенки», вплоть до ее полной отмены. Но пока что жизнь малому бизнесу отчасти упростили: уменьшили количество групп единого налога, а также пересмотрели ставки.

В отместку за вялые упрощения предпринимателей обязали обзавестись кассовыми аппаратами (РРО) - невзирая на работу в режиме «упрощенки» (Единый налог). Часть бизнесов будет вынуждена сделать это до 1 июля 2015 года, часть - до 1 января 2016 года. И, невзирая на все стенания бизнеса и его защитников, ни правительство, ни многомудрая ГФС эту обязаловку ликвидировать не хотят. Правда, парламент 18 марта в первом чтении принял законопроект №1088, который слегка смягчит последствия от внедрения РРО. Депутаты хотят освободить предпринимателей от обязанности ежедневно печатать отчетные чеки и подшивать их в кассовые книги; усилить ответственность производителей, поставщиков и сервисных центров по обслуживанию кассовых аппаратов; ликвидировать обязательное требование к наличию ценников на товар в денежной форме; внедрить компенсаторы предпринимателям за покупку РРО и модемов к ним. Хотя в реализацию последней нормы верится с трудом, поскольку нет ни механизма компенсации, ни средств на это в госбюджете.

В то же время, как и раньше, налоговики намерены вплоть до 2017 года не проверять предпринимателей, которые добросовестно выполнят требования по установке кассовых аппаратов. Да и вообще, ГФС обещает уменьшить количество проверок. Например, уже работает норма, которая запрещает проводить внеплановые проверки, если предыдущая ревизия ответила на волнующие фискалов вопросы. Кроме того, с 1 июля 2015 года будут запрещены проверки плательщиков, которые заявили НДС к возмещению или отрицательное значение этого налога у них превышает 100 тыс. гривен.

Нынешний Минфин считает малый и средний бизнес дойной коровой, на возмущенное мычание которой ему не следует обращать внимание. Так следует понимать предпринимаемые фискальные нововведения

Впрочем, юристы говорят, что на мораторий жесткого контроля бизнеса не стоит рассчитывать. «Он не распространяется на ряд «популярных» проверок, которые касаются, в том числе полноты начисления и уплаты НДФЛ и ЕСВ. Ведь именно по ним налоговые органы зачастую доначисляют колоссальные штрафы», - говорит Кристина Кольчинская.

Это же касается наличия лицензий у импортеров и поставщиков подакцизных товаров. Причем в связи с рисками «тенизации», которые обострились из-за введения акциза с оборота, в ГФС подтверждают, что к торговцам алкоголем и табачными изделиями будет особое внимание. Равно как и к плательщикам НДС, поскольку введение электронного администрирования первое время неминуемо повлечет немало нарушений. А значит, и штрафов, которыми можно подпитать пустеющий бюджет.

Страсти вокруг конвертов

Помимо всего прочего, в марте произошли очередные перемены, которые касаются взимания единого соцвзноса.

И в данном случае бизнесу удалось хоть частично отстоять свои интересы. После того, как в конце декабря 2014 года парламент заявил о, якобы, либерализации ЕСВ, работодателям выставили условие значительно увеличить фонды оплаты труда и налоговую нагрузку на них. Предприятия засопротивлялись, и парламент пошел им навстречу, приняв новые критерии, которые позволяют применять в 2015 году поправочный коэффициент 0,4 к базовой ставке ЕСВ. По сути, работодатель должен увеличить базу начисления ЕСВ на 20%, после применения коэффициента средний платеж не должен быть ниже такового в 2014 году, а количество застрахованных лиц в 2015 году может превышать количество застрахованных в 2014 году максимум в 3 раза.

«Но увеличение заработной платы только на 20% даст возможность предприятию использовать коэффициент в размере лишь около 0,833. В итоге работодатель будет платить почти такую же сумму ЕСВ, как и в 2014 году», - подсчитывает старший юрист ЮФ «Кушнир, Якимяк и Партнеры» Александра Петровская-Иваниченко.

Кто согласится на это в кризис - вопрос риторический. Ведь если при официальной зарплате в 2014 году в 1400 грн. и зарплате в конверте 2800 грн. при ставке ЕСВ 37,26% работодатель нес зарплатные затраты в размере 4722 грн., то в 2015 году ему нужно повысить «официал» до 4800 гривен. И потратить на оплату труда свыше 5500 гривен, чтобы применить коэффициент 0,4. Да еще и рискнуть попасть на «карандаш» в ГФС, которая непременно заинтересуется столь резким ростом официальной части. Поэтому обналичивание пока что видится более выгодным и безопасным способом. «На сегодняшний день цена за «обнал» осталась прежней и составляет 13%+ 1% (по более или менее безопасным схемам - Ред.). И скорее всего, даже при условии выхода из тени некоторых работодателей, она вряд ли  изменится», - говорит юрист юридической фирмы FELIX Инна Плескач.

Павел Харламов

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%