пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Публикации » Депутатов развели как котят

Депутатов развели как котят

Комментарий Инны Плескач для журнала "Деньги", юридическая фирма FELIX 

Чуда не произошло: НДС-счета начали отсасывать оборотные средства, электронные налоговые накладные регистрируются через раз. А Кабмин под видом реформирования системы НДС-счетов и накладных запустил в Верховную Раду законопроект, ужесточающий и без того драконовскую фискальную систему - включая ликвидацию специального режима для сельхозпроизводителей

И 1 июля любое нарушение чревато штрафами и миллионными убытками. Налогоплательщики требуют продлить переходный период до  года. Кабмин и депуты кинули бизнес - «как котят».

Система электронного администрирования НДС вводилась в Украине наспех. Принятый еще 31 июля. закон №1621-VII, вносивший изменения в Налоговый кодекс, не обсуждался с бизнесом, не фигурировал ни в публичных обсуждениях, ни даже на заседаниях профильных парламентских комитетов. Правительство и Государственная фискальная служба (ГФС), возглавляемая тогда Игорем Билоусом, очень не хотели попасться на горячем за лоббирование идеи бывшего премьера Азарова. Ведь НДС-счета - это  именно его детище, за которое Николая Яновича не критиковал только ленивый. И оно, к счастью, так и не стало реальностью во времена премьерства Азарова, но его протащили сейчас.

Разумеется, бизнесу все эти новшества преподносились как благо. Дескать, отказ от бумажного документооборота, снижение злоупотреблений со стороны налоговых органов, автоматическое возмещение НДС. Депутаты даже дали полугодовой срок на апробацию новой системы, согласившись до 1 июля 2015 года не применять санкции за нарушения.

Но тестовый период позади, а проблем с НДС-счетами - целый ворох. Только вот представители Государственной фискальной службы (ГФС), похоже, даже рады этому, так как бизнесу теперь можно выкручивать руки и пополнять бюджет не только увеличив сборы по НДС, но и за счет штрафов. О том, насколько радуются «решалы», занимающиеся возмещением НДС и новыми проблемами, можем только догадываться (см. мнение Юлии Дроговоз).

Кормят страхом

Один из главных страхов бизнеса, связанный с НДС-счетами, все-таки стал реальностью. Отныне оформлять налоговые накладные можно лишь в том случае, когда на НДС-счету есть необходимая сумма. Что фактически равно авансированию на спецсчет оборотных средств бизнеса и незаконному вымыванию их в пользу госбюджета. Это удар по карману налогоплательщиков, поскольку счета придется подпитывать исключительно «живыми деньгами». Причем механизма, который предусматривал бы возврат с НДС-счетов излишков, нет. «И пока бизнес не научится планировать, деньги так и будут зависать без возможности их вернуть», - сетует Елена Пешкова, управляющий партнер компании «АСА Bureau», которая предоставляет услуги по регистрации бизнеса, ведению бухгалтерского и управленческого учета.

А в случае аннулирования свидетельства плательщика НДС, о деньгах и вовсе можно забыть, поскольку они со спецсчета автоматически уходят в государственную казну. Даже если у налогоплательщика нет перед бюджетом никаких долгов.

Не меньшая проблема - вольное рас­поряжение деньгами на НДС-счетах налоговиками. Например, ГФС имеет право самостоятельно списывать сред­ства со спецсчета налогоплательщика, не уведомляя его об этом. Причем списывать больше требуемой суммы, поскольку налоговики сами решают, сколько нужно изъять.

Государство простило бизнесу свою задолженность по НДС - в части сумм, излишне уплаченного налога, которые образовались до 1 февраля 2015 года. На сегодня они заморожены на спецсчетах и рецепта, как их оттуда изъять, или хотя бы засчитать в качестве погашения текущих обязательств, нет.

Накладные с подвохом

Отказ от привычного (пусть и хлопотного) документооборота и внедрение электронных накладных тоже оказались еще тем «благом». Самая большая, по мнению бизнеса, глупость (и, добавим, возможность для коррупции) - так называемый лимит регистрации накладных. «Перед каждой регистрацией налоговой накладной нужно будет делать запрос на получение информации о лимите налоговых накладных и соответственно получать ответ на него. То есть плательщику нужно будет все время проверять регистрационную сумму на ее положительное значение», - объясняет юрист юридической фирмы FELIX Инна Плескач.

Во-первых, это создает излишнюю нагрузку на каналы связи и серверы ГФС, которые попросту «падают». Из-за чего работа бухгалтеров значительно осложняется, регистрация накладных происходит с опозданием и все в итоге оборачивается штрафом. Во-вторых, возникают дополнительные проблемы при формировании налогового кредита, особенно для крупных налогоплательщиков.

Ведь у плательщиков нет возможности оперативного получения информации из Единого реестра налоговых накладных. Да и технически проверить каждую налоговую накладную на предмет ее регистрации очень сложно. Но без данной информации право на налоговый кредит попросту теряется.

До сих пор нет механизма исправления ошибок, допущенных в налоговых накладных. Кроме того, не решена проблема споров между сторонами. Когда поставщик, к примеру, забывает регистрировать накладную, а покупатель - не регистрирует расчеты корректировок. Государство выигрывает дважды. Первый раз собирает штраф, а второй раз отказывает в праве на налоговый кредит добросовестному налогоплательщику.

«С введением спецсчетов мы попадаем в полную зависимость от поставщиков, с которыми сотрудничаем. Продавец товаров/услуг, у которого отсутствуют средства на спецсчету или налоговый кредит, не сможет зарегистрировать накладную. В итоге ответственность за это понесет покупатель», - говорит специалист по связям с общественностью компании «Украинский Ритейл» (сеть маркетов «Брусничка») Владимир Железняк.

К тому же, Налоговый кодекс, в принципе, не дает инструментов воздействия на контрагентов. Например, непонятно, как быть компании, которая подписала с продавцом договор, перечислила предоплату, но затем контракт пришлось расторгнуть.

Павел Харламов

Екатерина Спорыш

Оксана Продан, первый зампред, комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики

Система НДС-счетов не приспособлена к некоторым отраслям и видам деятельности в принципе. Это касается энергетики, сельского хозяйства, телекоммуникаций. Кроме того, алгоритм расчета регистрационной суммы, на которую плательщик имеет право выписать налоговую накладную, несовершенен и приводит к искривлению сальдо расчета этой суммы по состоянию на 1 июля 2015 года. Также существуют сложности в своевременном оформлении налоговых накладных для покупателей. Налогоплательщики, особенно представители крупного бизнеса, не имеют возможности проверить наличие всех налоговых накладных и проанализировать причины отсутствия их регистрации. Это приводит к большим потерям налогового кредита, который достигает нескольких миллионов гривен.

Александра Кужель, экс-глава Госкомпредпринимательства, зампред, комитета ВР по промполитике и предпринимательству

Нужно принять в целом доработанный законопроект 2960, которым предусматривается продление переходного периода системы электронного администрирования НДС до 1 января 2016 года. Нужно обязать ГФС за оставшиеся полгода устранить множественные недостатки и существенные проблемы, имеющиеся на данный момент в работе системы: двойную уплату НДС в бюджет, невозможность возврата переплаченных на электронные счета средств, проблем с бюджетным возмещением, негативной практики блокирования регистрации налоговых накладных и налоговой отчетности, отсутствие сервиса «Электронный кабинет плательщика налогов» и др.

Елена Макеева, заместитель министра финансов

Электронное администрирование НДС, которое работало в тестовом режиме с 1 февраля, призвано бороться с фактами мошенничества с НДС и уклонением от уплаты этого налога. Недоработок действительно много, практически каждый день возникают какие-то технические вопросы по работе самой программы.

Но мы дорабатывали и дорабатываем новый механизм администрирования таким образом, чтобы с июля он уже работал без сбоев. Причем были планы, если система не даст результатов в переходном периоде, отказаться от нее. Однако на сегодня мы видим, что сроки внедрения НДС-счетов сдвигать нет смысла. Эта система нужна и государству, и бизнесу.

Роман Насиров, глава Государственной фискальной службы

У нас существует порядка 20 млрд. гривен задолженности по возмещению НДС. Эта задолженность еще и накапливается. Почему?

Потому что в бюджете на 2015 год заложена фиксированная сумма на возмещение, она составляет около 58 млрд. гривен.

В связи с этим нам приходится задерживать выплаты по НДС крупным налогоплательщикам и руководить этим процессом в «ручном режиме».

Причем плановый лимит, в разрезе которого мы можем проводить возмещение НДС, расписан на каждый месяц. Поэтому мы его администрируем и на данный момент других вариантов, увы, нет.

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%