Заложенные в новом Таможенном кодексе новации позволят укрепить коррупционные связи и расширят возможности инспекторов для злоупотреблений
Новый Таможенный кодекс принимался под лозунгами упрощения внешнеэкономической деятельности и установления прозрачных процедур оформления экспортно-импортных операций.
В действительности же большинство новых норм лишь усугубят и без того бесправное положение компаний.
Самой большой проблемой станет новая процедура определения таможенной стоимости, в рамках которой бизнесу придется соглашаться с требованиями таможенников перечислить в казну необоснованно завышенные инспектором налоги.
За время пребывания на посту главы Гостаможслужбы Игоря Калетника предприниматели стали в десятки раз чаще заявлять о случаях завышения инспекторами таможенной стоимости. Ссылаясь на закрытую базу данных ГТСУ, блюстители экономических границ страны вынуждают импортеров фиксировать в декларациях не цену инвойса с учетом всех транспортных и маркетинговых затрат (отталкиваясь от нее, предприниматель и рассчитывает уплатить пошлины в казну), а абстрактную стоимость, по которой аналогичный товар якобы ввозили другие субъекты внешнеэкономической деятельности либо по которой он должен продаваться на внутреннем рынке.
В неофициальных беседах инспекторы оправдываются: мол, ничего не поделаешь, приходится изворачиваться, чтобы выполнить план по наполнению бюджета. Взявшись переписывать Таможенный кодекс, его авторы уверяли: новая редакция документа исключит саму возможность инспекторов для подобной самодеятельности.
Свежая версия Кодекса и вправду предлагает множество новаций, призванных перекрыть манипуляции с таможенной стоимостью. Например, оговоренные в ней правки устанавливают исчерпывающий перечень оснований для отказа в таможенном оформлении товаров по заявленной декларантом стоимости товарной партии.
К таким основаниям относятся неверно проведенный расчет стоимости, неподача основных документов, подтверждающих сведения о заявленной стоимости, а также поступление в органы ГТСУ документально подтвержденной официальной информации таможенных органов других стран о недостоверности индикативной цены, определенной декларантом.
Формально других причин отказать в оформлении по инвойсу у инспекторов нет. Более того, если инспектор не сможет аргументировано доказать, что предприятие подало неполные или недостоверные сведения о грузе, то заявленная декларантом стоимость автоматически признается верной.
Однако все упрощения меркнут на фоне правки, которую протянули через комитет ВР по вопросам налоговой и таможенной политики депутаты, "творчески переосмыслившие" вето Президента. Окончательная редакция Кодекса устанавливает следующее: таможенная стоимость может определяться инспекторами самостоятельно, в том числе по результатам консультаций с таможенными органами, либо может быть скорректирована по результатам контрольных мероприятий.
То есть у декларанта не будет даже шанса самостоятельно заявить индикативную цену товара, предварительно не посоветовавшись на этот счет с инспектором.
"В случае возникновения разногласий у импортера будет выбор: согласиться с предложенной таможенником корректировкой или просить выпустить товар под гарантийные обязательства. В любом случае в итоге налоги платятся со стоимости, определенной таможней. Хотя по правилам ВТО декларанту должно предоставляться время для обоснования своей позиции, а таможенный орган обязан принимать свое решение с письменным обоснованием", — говорит старший менеджер отдела налоговых и юридических услуг PwC в Украине Игорь Даньков…
Продолжение статьи с комментарием Оксаны Кобзар читайте в №12 журнала "Деловая столица".