пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Публикации » Коррупция

Что будет если «коррупционные» нововведения вступят в силу с 1 января 2011 года

 Многие наслышаны об «антикоррупционных законах», которые были приняты еще в 2009 году, но до сих пор не вступили в силу. Два раза (первый раз президентом Ющенко, второй – Януковичем) вступление в силу этих законов откладывалось на более поздний срок. Последняя установленная законом дата начала действия Законов – 1 января 2011 года. «Антикоррупционные» законы относятся к числу как раз тех законов, о которых, перефразируя известное изречение, можно сказать – если Вы не интересуетесь законом, то закон заинтересуется Вами. Законы неоднократно анализировались практикующими юристами и теоретиками, которые единодушны во мнении, что вступления их в силу нельзя допустить. Надеемся, что так оно и будет и парламент примет поправки к указанным законам, а пока есть смысл ознакомиться с их содержанием.

 Законы, о которых идет речь в данном анализе:

1. Закон Украины «О борьбе с коррупцией» от 05.10.1995 №356/95-ВР.

2. Закон Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» от 11.06.2009 №1506-IV.

3. Закон Украины «Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений» от 11.06.2009 №1507- IV.

До принятия перечисленных законов основным нормативным документом, определяющим принципы борьбы с коррупцией, был ЗУ «О борьбе с коррупцией».

Действие указанного Закона распространяется на определенный круг государственных служащих, в том числе депутатов всех уровней, должностных лиц органов местного самоуправления, военных должностных лиц ВСУ и т.д.

Закон «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» и Закон «Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений» существенно меняют подходы к борьбе с коррупцией. Ниже проанализированы основные нормы законов, которые затронут предпринимателей и предприятия.

Субъекты коррупционных деяний – теперь не только госслужащие, но и должностные лица предприятий, а также ФЛП

ЗУ «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» концептуально изменил правовые механизмы в сфере борьбы с коррупцией.

В частности, Закон значительно расширил круг субъектов, несущих ответственность за коррупционные правонарушения, и затронул интересы лиц, чья деятельность не относится к государственной сфере.

Так, Закон распространил свое действие, помимо государственных служащих также на:

  •  лиц, которые постоянно или временно занимают должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, и лиц, специально уполномоченных на выполнение таких обязанностей в юридических лицах (к таким лицам относится не только директор любого предприятия, но и другие сотрудники предприятия, в том числе те, кто временно занимают должности (например, исполняющие обязанности), в обязанности которых входят организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции,
  •  физических лиц – предпринимателей;
  •  должностных лиц юридического лица, физических лиц – в случае получения от них или при их участии госслужащими неправомерной выгоды;
  •  юридических лиц всех форм собственности – в определенных законом случаях.

Ограничения и запреты для должностных лиц предприятий и ФЛП

Для ряда лиц (среди которых должностные лица, занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, юридических лиц и ФЛП), установлен ряд ограничений и запретов.

Согласно Закону «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», указанным лицам запрещается:

1) использовать свое служебное положение с целью получения неправомерной выгоды или принятия обещания/предложения такой выгоды для себя или других лиц, в том числе:

  • неправомерно способствовать физическим или юридическим лицам в осуществлении ними хозяйственной деятельности, получении субсидий, субвенций, дотаций, кредитов, льгот, заключении контрактов (в том числе на закупку товаров, работ и услуг за государственные средства). Этот пункт актуален для участников закупок за государственные средства;
  • неправомерно способствовать назначению на должность лица, которое не имеет преимуществ перед другими кандидатами на эту должность;
  • неправомерно вмешиваться в деятельность других органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц;
  • неправомерно предоставлять преимущество физическим или юридическим лицам в связи с подготовкой проектов, изданием нормативно правовых актов и принятием решений, утверждением (согласованием) выводов.

2) заниматься другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики (в спорте) во внерабочее время) непосредственно или через иных лиц, если другое не предусмотрено законом. Этим пунктом лицам, которые занимают на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или частным предпринимателям фактически запрещено работать по совместительству на других предприятиях;

3) входить, в том числе через иных лиц, в состав органа управления или наблюдательного совета предприятия или организации, которое имеет целью получение прибыли (кроме случаев, когда лица осуществляют функции по управлению акциями (долями, паями), которые принадлежат государству, и представляют интересы государства в совете общества (наблюдательном совете), ревизионной комиссии хозяйственного общества), если иное не предусмотрено законом. Данный пункт запрещает лицам, которые занимают на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, а также частным предпринимателям становится членами правления или наблюдательного совета другого предприятия.

4) отказывать физическим или юридическим лицам в информации, предоставление которой предусмотрено законом, предоставлять недостоверную или не в полном объеме информацию.

Физическим и юридическим лицам запрещается также осуществлять финансирование органов государственной власти или органов местного самоуправления, в том числе предоставлять им материальную и/или нематериальную помощь, безвозмездно выполнять работы, предоставлять услуги, передавать средства и другое имущество, кроме случаев, предусмотренных законами и действующими международными договорами Украины, заключенными в установленном законом порядке.

Ответственность за нарушение закона

Каких-либо новых мер ответственности за нарушение положений новых анти -коррупционных законов не предусмотрено. За совершение коррупционных правонарушений лица, которые являются субъектами ответственности за такие правонарушения в соответствии с Законом, привлекаются к уголовной, административной, гражданско-правовой или дисциплинарной ответственности в установленном законом порядке, в зависимости от того признаки какого нарушения содержатся в действиях субъекта коррупционных деяний.

Особое внимание следует уделить ЗУ «Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений», который устанавливает ответственность юридических лиц за совершение их уполномоченными лицами коррупционных правонарушений, а также определяет порядок привлечения к ответственности.

Ответственность юридических лиц

Теперь, согласно Закону об ответственности, юридическое лицо несет ответственность, установленную Законом, за совершение от его имени и в его интересах руководителем такого юридического лица, его основателем, участником или другим уполномоченным лицом самостоятельно или в соучастии любого из преступлений, предусмотренных статьей 209, частью первой или второй статей 2354, 2355, статьями 364, 365, 368, 369 и 376 Уголовного кодекса Украины.

Закон определяет для юридических лиц следующие виды взысканий

  • штраф (от одной тысячи до пятнадцати тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан);
  •  запрещение заниматься определенным видом деятельности;
  • конфискация имущества;
  • ликвидация юридического лица.

Производство по делу относительно юридических лиц возбуждается при наличии обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу, которым установлена виновность  физического лица в совершении любого из преступлений, определенных  Законом согласно УК Украины, либо определения или постановления о закрытии уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 8 части первой статьи 6, статьей 7, пунктами 1, 4 части первой статьи 71 Уголовно-процессуального кодекса Украины.

Вступление в силу

ЗУ «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» и ЗУ «Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений»,  будут введены в действие с 01 января 2011 года.

В свою очередь, ЗУ «О борьбе с коррупцией» утратит силу с 01 января 2011 года.

Юридическая фирма "FELIX"

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%