пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Публикации » Ловят на ценах

Ловят на ценах

Комментарий Оксаны Кобзар для газеты "Деньги", юридическая фирма FELIX 

Операции с зарубежными партнерами, а также офшорными зонами подвергаются все более жесткому контролю. И ГФС уже с 2016 года грозится еще больше ужесточить надзор за ценами при экспорте и импорте. «Деньги» выясняли, кому стоит опасаться ловушек трансфертного ценообразования (ТЦО), а также как их избежать. Законно.

С термином «трансфертное ценообразование» украинский бизнес познакомился летом 2013 года. Именно тогда вступили в силу изменения в Налоговый кодекс (статья 39), которые узаконили контроль сделок со связанными лицами и резидентами низконалоговых юрисдикций. Правда, за два года представители Государственной фискальной службы не особо преуспели в выявлении налогоплательщиков, которые нарушают налоговую дисциплину и выводят капиталы при помощи манипуляций с ценами. Однако, по неофициальной информации из недр ГФС, с 2016 года фискальная служба значительно усилит мониторинг операций, которые будут попадать под критерии ТЦО.

В первую очередь это коснется экспортеров, а также убыточных компаний и тех, которые отказались от налогового компромисса.

Опасные связи

Совсем малый бизнес пока что может не волноваться, так как под действие норм ТЦО он не подпадает (см. инфографику ниже). А вот у среднего и крупного есть поводы для беспокойства.

На сегодня налоговики выделяют два основных параметра, по которым налогоплательщики могут оказаться «на карандаше». Первый - это объемы бизнеса. Если годовой оборот компании достигает 50 млн. грн. и более, а также с одним иностранным контрагентом - 5 млн. грн. и более, она автоматически становится объектом контроля ТЦО.

То есть компания с размером бизнеса ненамного большим, чем тот, который позволяет работать на едином налоге, попадает в зону особого внимания фискального ведомства.

Второй критерий - это типы операции их географическое направление. Если компания-резидент Украины торгует со связанными лицами-нерезидентами, в том числе, с посредниками (комиссионерами), а также в цепочке ее бизнес-деятельности есть структуры, которые не играют в операциях и сделках особой роли (здесь явно намек на фирмы для «перегонки» денег) - с нее спросят по всей строгости.

Согласно пп. 14.1.159 Налогового кодекса (НКУ), к связанным относят лиц, которые владеют 20% и более корпоративных прав компании, которые имеют право единолично назначать представителей исполнительных органов, либо лиц, управляющих компаниями единолично.

Также оказываются под контролем и операции с резидентами низконалоговых юрисдикций - офшоров и стран с низкими ставками налога на прибыль. Список таких стран утверждает и периодически пересматривает Кабинет Министров (ссылка на перечень - http://zakon4.rada.gov.ua/laws/449-2015-р). На данный момент он насчитывает 75 государств. Туда попадают страны, у которых базовая ставка налога на прибыль на 5 п.п. и более ниже, чем в Украине. То есть менее 13%. Кроме того, власти этих стран не обмениваются с другими государствами налоговой информацией.

«Хотя не совсем понятно, по каким параметрам составляется этот список. Например, в нем оказался Гонконг, где почти все компании на общих основаниях уплачивают налог на прибыль по ставке 16,5%. Это же касается и Сингапура, где ставка корпоративного налога на прибыль составляет 17%», - говорит Наталья Ульянова, директор департамента международного нало­гового планирования юридической фирмы ICF Legal Service.

Что касается типов операций, то контролируют все: начиная со сделок с материальными и нематериальными активами и заканчивая услугами и финансовыми операциями.

Главную свою задачу мониторинг ТЦО до сих пор не выполняет в Украине  достаточно крупных компаний, которые на манипуляциях с ценами и капитал выводят, и от налогов уходят. Небольшому бизнесу избежать ловушек ТЦО значительно сложнее


Прайс на привязи

Критерий, которым пользуются налоговые органы при оценке ТЦО, получил звучное название «правило вытянутой руки». Подразумевается, что сделка, проводимая между связанными лицами или представителями низконалоговых юрисдикций, должна осуществляться по цене, которая не отличается от цен сделок с любыми другими партнерами.

Если есть отклонения (например, цена со связанным лицом значительно ниже, чем средняя для такого же рода операций) - ГФС имеет право «пришить» налогоплательщику уклонение от уплаты налогов и доначислить налоговые обязательства.

Однако, проблема в том, что этот метод крайне субъективный. Кроме того, юристы говорят (да и в ГФС это подтверждают), что в Украине отсутствует база для сравнения. После резкой девальвации гривны и галопирующей инфляции попросту не существует индикативных цен, на которые можно опираться.

Поэтому, чаще всего налоговики анализируют рентабельность компаний, используя так называемый метод «чистой прибыли». И если у налогоплательщика, который соответствует вышеназванным критериям ТЦО, наблюдается перманентный убыток, его запросто могут заподозрить в минимизации базы налогообложения. Ну и результат вполне предсказуем: санкции и доначисленные обязательства.

Обоснуй и докажи

Уведомлять ГФС о своих сделках, подпадающих под критерии ТЦО, бизнес обязан самостоятельно. До 1 мая года, следующего за отчетным, налогоплательщик подает необходимую информацию в виде отдельного отчета. Такой отчет может состоять как из одного, так и нескольких документов, которые составляются в произвольной форме. Главное, чтобы там содержались следующие данные. Во-первых, о связанных лицах (контрагентах, владельцах 20% и более корпоративных прав). Включая наименование государств (территорий), налоговыми резидентами которых они являются. Во-вторых, общее описание бизнеса, в том числе его организационной структуры, характеристику хозяйственной деятельности, политику трансфертного ценообразования. В-третьих, детальная характеристика операций, условий их проведения (цены, сроки, расчеты по сделке), а также товаров или услуг, которые были предоставлены. В-четвертых, необходимо указать факторы, которые повлияли на формирование цены. В-пятых, придется обосновать, какую роль в сделке сыграли те или иные связанные лица. Также придется провести экономический анализ условий контролируемой операции и указать в отчете, в том числе, сумму полученных доходов (прибыли) или понесенных расходах (убытка), методику расчета цен (рентабельности) по контролируемой операции с указанием индикаторов, которые легли в основу этих цен. Представители налоговых органов анализируют полученную информацию, и при этом имеют право запрашивать дополнительные данные. Но только в течение 30 дней после подачи отчета. Хотя сама проверка может длиться и до полутора лет. У налого­виков на это есть достаточно времени, так как срок давности по начислению налоговых обязательств в рамках ТЦО составляет 3 года.

Представители налоговой угрожают серьезными проверками по ТЦО с 2016 года. В первую очередь под удар попадут компании, которые отказались от налогового компромисса Также в зоне риска окажется бизнес, который регулярно показывает убытки. Ведь оценивать ГФС будет рентабельность, выискивая таким образом тех, кто занижает цены своих контрактов

«Штраф за непредоставление отчета - 300 минимальных зарплат. А штраф за сокрытие информации составляет 1% суммы незадекларированных в отчете контролируемых операций», - предупреждает Оксана Кобзар, партнер юридической фирмы FELIX. Штрафные санкции за отсутствие необходимой документации по ТЦО составляют 3% суммы операций, но не более 200 МЗП (около 275 тыс. грн.). 

Не засветиться бы

Разумеется, бизнес хочет любыми способами избежать внимания налоговиков. Самый очевидный вариант - это, конечно же, избавиться в своих операциях от участия «связанных лиц». Также нужно тщательнее выбирать юрисдикции, в которых находятся партнеры и подрядчики. В конце концов, правительственный список из 75 стран содержит далеко не все государства, где действует комфортный налоговый режим. Например, это Австрия или балтийские страны.

Очевидно, что в выгодном положении окажутся и те компании, которые не достигнут предельного оборота в 50 млн. грн., или снизят суммы операций с одним контрагентом ниже планки в 5 млн. грн. К тому же, нормы ТЦО действуют только для тех налогоплательщиков, которые подпадают под эти два критерия одновременно.

Впрочем, можно использовать еще один способ и получить своеобразную «индульгенцию» от ГФС. Речь о предварительном согласовании цен в контролируемых операциях, по результатам которого заключаются договора с нерезидентами. Для этой процедуры Кабмин даже утвердил отдельный порядок (постановление №504 от 17.07.2015).

Налогоплательщик получает  возможность заранее согласовать условия операций на их соответствие принципу «вытянутой руки». И тогда фискальные органы не смогут доначислять налоговые обязательства, и применять какие-либо санкции по контролируемым операциям.

Для этого налогоплательщику необходимо обратиться в ГФС, написать заявление, приложить к нему документы по ТЦО, копии уставных документов, финансовую отчетность за последние три года, данные об участниках операции-нерезидентах, а также анализ возможного влияния цен на размер налоговых обязательств в рамках конкретной сделки.

Налоговики рассматривают заявку, и даже имеют право провести проверку плательщика (осмотреть помещения, где ведется бизнес, производственное оборудование и т.д.), после чего принимают решение.

Конечно, такое согласование - лотерея и хороший повод для коррупции со стороны налоговых инспекторов. Поскольку проверяющие могут попытаться навязать «правильную» цену для конкретного договора. Да и «светить» своих партнеров и подноготную бизнеса как-то не хочется.

Вместе с тем, попытаться договориться иногда стоит. Ведь даже если ГФС откажет в согласовании, в распоряжении налогоплательщика окажется информация, какую цену налоговики могут посчитать подозрительной, а какая не вызовет вопросов на соответствие нормам ТЦО и правилу «вытянутой руки».

Павел Харламов

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%