пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Публикации » Малый бизнес как разменная монета

Малый бизнес как разменная монета

Комментарий Инны Плескач для газеты "Комментарии"

Чтобы возобновить кредитное сотрудничество с МВФ, правительство может ужесточить правила работы на едином налоге

ОДИН из примеров узаконенного в Украине «налогового неравенства» — подходы к налогообложению и регулированию деятельности единоналожников, юридических и физических лиц. Деятельность, разрешенная одной из категорий плательщиков, зачастую может быть чревата штрафами и санкциями для другой. Например, если юрлица могут с легкостью зарабатывать на сдаче в аренду недвижимости, не рискуя лишиться разрешительных документов и льгот, для физлиц этот вид деятельности запрещен. Последним не позволено сдавать в аренду любые нежилые помещения площадью свыше 300 м2, жилые — свыше 100 м2 и земельные участки площадью более 0,2 га. Физлица­предприниматели в отличие от юрлиц не могут заниматься и такими видами деятельности, как технические испытания и исследования, аудит. Кроме того, как отмечает юрист юридической фирмы FELIX Инна Плескач, физлицам­предпринимателям разрешено не использовать регистраторы расчетных операций (РРО), в то время как юрлица обязаны проводить наличные расчеты через РРО. В случае принятия ими наличных платежей без кассовых аппаратов к ним применяют пятикратный штраф за неоприходование наличных средств, а также штраф за непроведение расчетных операций через РРО. Наличие этой льготы для физлиц вызывает зависть компаний, которые дробят бизнес, чтобы ее получить.

Однако вскоре их усилия могут стать неактуальными. Еще в прошлом году правительство начало лоббировать законопроект, предлагающий обязать физлиц­упрощенцев применять РРО при продаже некоторых групп импортных товаров (в основном бытовой техники и электроники). Не исключено, что проблемы с наполнением госказны могут ужесточить борьбу с «серым» импортом. В этом случае чиновники попытаются провести через парламент закон, обязывающий упрощенцев использовать кассовые аппараты при продаже не только техники, но и других товаров и услуг.

Ну а главная угроза для упрощенцев сейчас исходит от МВФ, который порекомендовал украинскому правительству ликвидировать три из ныне действующих шести групп плательщиков единого налога и изменить правила работы для оставшихся трех. В фонде считают целесообразным повысить уровень налоговой нагрузки для предпринимателей, входящих в первую и вторую группы. Сейчас в первую группу входят предприятия с оборотом меньше 150 тыс. грн. в год, без наемных работников. Размер единого налога для них составляет 1–10% от минимальной заработной платы. Во вторую группу входят поставщики услуг и рестораны (зарегистрированные на частных предпринимателей) с оборотом до 1 млн. грн. и количеством наемных работников до десяти человек. Налог в этой группе — от 2 до 20% от минимальной зарплаты (в зависимости от региона).

Также МВФ предлагает сократить количество компаний, входящих во вторую и третью группы, уменьшив до 300 тыс. грн. максимальный объем годового оборота, при котором субъект хозяйствования может работать на упрощенной системе. Сейчас к третьей группе относятся физлица­предприниматели со штатом до 50 человек и оборотом до 3 млн. грн. (они платят 3% с оборота плюс НДС или 5%, если не являются плательщиками НДС).

На начало 2013 года в Украине по упрощенной системе работало 1,3 млн. субъектов хозяйствования, в том числе в первой группе 300 тыс., во второй — 721 тыс., в третьей — 250 тыс. Четвертую, пятую и шестую группы (с оборотом от 5 до 20 млн. грн.) рекомендуется отменить. Таким образом, юрлица вообще могут быть лишены возможности работать на альтернативной системе налогообложения. Чтобы разморозить кредитное сотрудничество с МВФ, власть может прислушаться к его советам и пожертвовать интересами отечественного малого и среднего бизнеса.

Татьяна Очимовская

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%