пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Публикации » На благо людям. Почему в Украине благотворительность не особо популярна

На благо людям. Почему в Украине благотворительность не особо популярна

Комментарий Оксаны Кобзар для журнала "Контракты"

В условиях постоянного дефицита бюджетных средств на медицину, образование, не говоря уже о культуре и науке и пр., важным аспектом становится возможность привлекать для этих сфер частный капитал. Эксперты отмечают, что благотворительная деятельность в Украине развита слабо. И одна из причин — не способствующее такой деятельности законодательство и отсутствие надлежащей господдержки.

Благотворительность в законе

Основные принципы благотворительности содержатся в Законе «О благотворительности и благотворительной деятельности». Так, благотворительность определена как добровольное бескорыстное пожертвование физ- или юрлиц  нуждающимся в материальной, финансовой, организационной и другой благотворительной помощи. При этом предусмотрена благотворительная деятельность соответствующих организаций, меценатство – помощь отдельных частных лиц и спонсорство – помощь от частных лиц либо организаций, но с целью популяризации своего имени (наименования, знака для товаров и услуг). При этом органы госвласти и местного самоуправления, государственные и коммунальные предприятия не могут быть учредителями благотворительных организаций.

Согласно закону, благотворительные организации делятся на всеукраинские, местные и международные. В то же время местные организации могут осуществлять деятельность исключительно в своем регионе. Это означает, что организация, зарегистрированная в одной области Украины, уже не сможет предоставить  помощь нуждающимся из другого региона.

Благотворительная организация может вести хозяйственную и финансовую деятельность. Но вся сумма поступлений за финансовый год от предприятий и организаций, которые пребывают в собственности благотворительной организации, за исключением административных затрат, должна быть использована на благотворительные программы. Размер затрат на содержание благотворительной организации не может превышать 20% бюджета этой организации в текущем году.

Слабые стимулы

Стимулом для развития благотворительности в Украине могла бы стать государственная поддержка в виде налоговых и других льгот юридическим и физическим лицам, решившим сделать пожертвования. Но данный вопрос пока остается открытым. Льготы есть у самих благотворительных организаций. Они, выполняя свои уставные задачи, не облагают налогами полученные в виде благотворительных взносов средства, пользуются льготой по земельному налогу, могут получать гуманитарную помощь с освобождением от налогообложения, а операции по бесплатной  передаче товаров благотворительным организациям при соблюдении предусмотренных законом условий не облагаются НДС.

Партнер ЮФ FELIX Оксана Кобзар отмечает, что каких-то особых льгот для самих благотворителей законодательством не предусмотрено. «Наше государство не стимулирует благотворительность», - говорит она. Если предприятие перечисляет благотворительной организации денежные средства, никаких льгот оно не получает, при этом затраты в налоговом учете в таком случае формируются в размере не более 4% налогооблагаемой прибыли за предыдущий отчетный год. Физическое лицо – благотворитель может получить налоговую скидку, но не более 4% от общего налогооблагаемого дохода за год. До принятия Налогового кодекса благотворительные пожертвования можно было отнести на затраты в размере 5% от прибыли. При подготовке данного закона были инициативы поднять эту цифру до 10%. Но в итоге процент даже снизали.

Правда, существовала и норма, согласно которой устанавливался минимальный порог суммы невозвращенной финансовой помощи или других взносов в пользу неприбыльных организаций, которую можно отнести на затраты, - не менее 2% налогооблагаемого дохода за прошлый год. Это делало неинтересной благотворительную деятельность для крупных предприятий с большой прибылью, поскольку они должны были либо перечислить на благотворительность значительную сумму, либо, если такая сумма не дотягивает до установленной законом, обязаны были уплатить с этих денег все налоги. Сейчас данная норма отменена.

Сфера для злоупотреблений

Благотворительные организации не имеет смысла использовать в целях оптимизации налогов. Даже заманчивая возможность сэкономить на земельном налоге упирается в запрет сдавать льготный участок в аренду, легально использовать этот участок в предпринимательской деятельности не получится. Кроме того, по словам Оксаны Кобзар, налоговая служба пристально следит за использованием полученных и сэкономленных на льготах средств на цели, предусмотренные уставом организации, за движением товаров, полученных такими организациями в качестве благотворительной помощи. Нецелевое использование, в том числе продажа товаров, ввезенных в качестве гуманитарной помощи, влечет за собой обязанность доплатить налоги в бюджет, уплатить пеню.

Другое дело – использование подобных организаций чиновниками. Стимулирование «добровольно-принудительных» взносов стало частой практикой бюджетных институтов. К примеру, это относится к больницам и школам. Используются фонды при местных органах самоуправления. «Благотворительные организации хорошо «прижились». В качестве инструментов самих чиновников, - рассказывает Оксана Кобзар. Такие субъекты всегда активно использовались представителями правоохранительных органов для безналичного взимания поборов с бизнеса».

Устранить злоупотребления периодически предлагают народные депутаты путем внесения изменений в законодательство. В частности, недавно в парламенте был зарегистрирован законопроект о запрете финансирования вузов за счет благотворительных взносов студентов. Автор документа вице-спикер Николай Томенко объяснил инициативу тем, что сегодня от студентов под угрозой отчисления или дисциплинарных взысканий требуют платить деньги в высших учебных заведениях. И те, кто отказывается платить, подвергаются преследованиям со стороны администраций, включая несправедливое оценивание знаний, выселение из общежитий и т. д. Впрочем, пока перспективы принятия подобных законопроектов остаются туманными.

 Контракты» №49-50, 10 декабря 2012

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%