Уважаемые Клиенты!
2 декабря парламентом принят Налоговый кодекс Украины, в котором в учтены поправки Президента Украины, внесенные после изучения предыдущей редакции принятого парламентом документа. Кодекс подписан Президентом, опубликован в Голосе Украины 04.12.2010 и, за исключением отдельных положений, вступает в силу с 01.01.2011. Ранее нами был предоставлен краткий анализ редакции документа по состоянию на 15.11.2010. Ниже приводим откорректированный экспресс-анализ, основанный на тексте опубликованного документа. Готовы предоставить любые разъяснения, связанные с применением НК. Вопросы просим направлять на наш электронный адрес.
Сообщаем также, что в планах нашей компании провести семинар для клиентов, посвященный Налоговому кодексу, в этой связи просим направлять на наш электронный адрес заявки на участие в семинаре в произвольной форме. Предлагаемый формат семинара – обсуждение первых практических проблемных вопросов применения НК, мероприятие запланировано на февраль-март 2011 года.
Итак, Налоговый кодекс Украины состоит из 20 разделов и регулирует отношения в сфере взимания налогов и сборов, которые ранее были урегулированы множеством законов. Остановимся кратко на основных новеллах налогового законодательства, которые ожидают нас в новом кодексе.
Администрирование налогов:
Увеличено количество проверок – в кодексе закреплены такие виды проверок:
- камеральные;
- документальные (плановые, внеплановые, выездные, невыездные);
- фактические.
Теперь помимо плановых, внеплановых и камеральных проверок, которые проводятся на основании документов, налоговые органы получили право осуществлять новый вид проверок – фактические.
Фактические проверки – это проверки, которые осуществляются по месту фактического осуществления плательщиком налогов деятельности, размещения хозяйственных или других объектов права собственности плательщика налогов. Предметом проверки является соблюдение порядка осуществления расчетных и кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, производства и оборота подакцизных товаров, соблюдения законодательства о заключении и оформлении трудовых отношений, осуществление деятельности без государственной регистрации. Такая проверка проводится без предупреждения плательщика на основании приказа руководителя органа ГНС при наличии обстоятельств, которые изложены в НК. Копия такого приказа вручается плательщику или его уполномоченному лицу под расписку. К проверке должностные лица органа ГНС могут приступить при условии предъявления направления на проверку. В ходе фактических проверок может применяться хронометраж хозяйственных операций. Кроме того, перед началом проведения фактической проверки может быть произведена контрольная расчетная операция (право на проведение которой дано налоговикам НК).
Кроме проверок, кодекс содержит понятие «встречная сверка», которое к проверкам не относится, но является аналогом существующих сегодня встречных проверок.
Следует отметить, что НК предусматривает проведение экспертизы во время осуществления проверок плательщиков налогов.
Претерпела изменения и процедура административного обжалования решений налоговых органов (в т.ч. налоговых уведомлений-решений). Теперь обжалование будет двухуровневым: 1 уровень – областная ГНА, 2 уровень – ГНА Украины. Кодекс содержит положение согласно которому, при административном обжаловании обязанность доказывания правомерности принятого решения прямо возложена на контролирующий орган, а не на плательщика налогов, как было до того. Административное и судебное обжалование приостанавливает исполнение денежных обязательств, определенных налоговым уведомлением-решением. В случае судебного обжалования – до вступления в силу решения суда.
Важно отметить также, что НК предполагает уменьшение отрицательного объекта налогообложения налога на прибыль предприятий путем принятия контролирующим органом налогового уведомления-решения.
НК содержит норму согласно которой, в случае наличия у плательщика налогового долга органы ГНС обязаны зачислить средства, которые уплачивает такой плательщик в счет погашения налогового долга согласно очередности его возникновения, независимо от направления уплаты, определенного плательщиком налогов. Направление средств плательщиком на погашение денежного обязательства перед погашением налогового долга запрещено, кроме случаев выплаты заработной платы и единого соцвзноса.
Административный арест активов теперь применяется, как способ обеспечения выполнения плательщиком установленных законом обязательств (ранее админ. арест применялся в качестве исключительного способа обеспечения возможности погашения налогового долга - Закон №2181). Следовательно, админ. арест при наличии предусмотренных законом оснований может применяться ко всем плательщикам, независимо от наличия налогового долга. Арест денежных средств на счетах осуществляется только по решению суда. Арест на имущество налагается по решению начальника органа ГНС (его заместителя), обоснованность которого должна быть проверена судом в течение 96 часов.
На период с 01.01.2011 до 30.06.2011 штрафные санкции за нарушение налогового законодательства применяются в размере не больше 1 грн. за каждое нарушение.
Установлены правила переписки с плательщиком налогов, одно из которых гласит: если плательщик налогов в течение 4 дней со дня направления ему контролирующим органом соответствующего документа не сообщил такому органу об изменении налогового адреса, возврат документов, как таких, которые не нашли адресата, не освобождает плательщика от их выполнения.
С 01.01.2015 вступает в силу положение НК согласно которого орган ГНС имеет право обращаться в суд относительно приостановления расходных операций плательщика на банковских счетах за недопуск должностных лиц ГНС (во время проведения проверки) к обследованию территорий и помещений, которые используются для осуществления хозяйственной деятельности.
НК утверждены методика определения и порядок применения обычных цен, однако данная статья будет применяться с 01.01.2013 (до ее вступления действуют положения об обычной цене, закрепленные ЗУ «О налогообложении прибыли предприятий»).
Анонсированные ранее авторами документа налоговые каникулы состоят в применении к отдельным категориям плательщиков нулевой ставки налога на прибыль, а также в освобождении от налога на прибыль на определенный срок.
Так, согласно п.154.6. НК, на период с 01.04.2011 до 01.01.2016 применяется 0 ставка налога на прибыль для плательщиков, у которых размер доходов каждого отчетного налогового периода нарастающим итогом с начала года не превышает 3 млн. грн., а размер начисленной за каждый месяц отчетного периода заработной платы (дохода) работникам – не менее двух минимальных зарплат. Кроме этого, предприятие должно соответствовать одному из таких критериев:
а) создано после 01.04.2011;
б) создано до 01.04.2011, но на протяжении трех последовательных предыдущих лет (или всех предыдущих периодов, если с момента создания прошло меньше трех лет) ежегодный объем доходов задекларирован в сумме, не превышающей 3 млн. грн.,а среднеучетная численность работников на протяжении такого периода не превышала 20 человек;
в) было зарегистрировано плательщиком единого налога до вступления в силу НК, объем выручки от реализации за последний календарный год не превышал 1 млн. грн., а среднеучетная численность – 50 человек.
Но не все плательщики, соответствующие этим критериям, могут воспользоваться льготой. Нулевая ставка налога на прибыль не применяется к тем предприятиям, которые:
а) созданы после вступления в силу НК путем реорганизации, приватизации и корпоратизации или
б) осуществляют такие виды деятельности:
- деятельность в сфере развлечений, указанную в п.14.1.46 ст.15 раздела 1 НК;
- производство, оптовая продажа, экспорт, импорт подакцизных товаров;
- производство, оптовая продажа, экспорт, импорт горюче смазочных материалов;
- добыча, серийное производство, изготовление драгоценных металлов, драгоценных камней, подлежащие лицензированию;
- финансовая деятельность (гр.65-67 Секции J КВЕД ДК 009:2005);
- обмен валют;
- добыча и реализация полезных ископаемых общегосударственного значения;
- операции с недвижимостью, аренда (в том числе мест на рынках, торговых объектах, гр.70, 71 КВЭД;
- услуги почты и связи (гр.64)
- организация торгов произведениями искусства, предметами коллекционирования, антиквариата;
- услуги в сфере телевидения и радиовещания;
- охранная деятельность;
- внешнеэкономическая деятельность (кроме информатизации);
- производство продукции на давальческом сырье;
- оптовая торговля и посредничество в оптовой торговле;
- производство и распределение электроэнергии, газа, воды;
- деятельность в сфере права, бухгалтерского учета, инжиниринга, предоставления услуг предпринимателям (гр.74 КВЭД).
Ряд видов деятельности НК освободил от налогообложения на определенный период. Так, сроком на 10 лет, при определенных условиях, освобождается от налогообложения прибыль предприятий, полученная от предоставления гостиничных услуг (3-х,4-х,5-и звездочные отели), а также предприятий легкой промышленности (группа 17-19 КВЭД, кроме тех, кто производит продукцию на условиях давальческого сырья), электроэнергетики, судостроения, самолетостроения, машиностроения для АПК. До 01.01.2020 от налогообложения налогом на прибыль освобождаются также производители биотоплива, электроэнергии, оборудования и техники, работающей на биотопливе, часть газодобывающих организаций. До 01.01.2015 освобождаются от налога на прибыль издательства, полиграфические предприятия, до 01.01.2016- кинематография и мультипликация.
18 Общегосударственных налогов и сборов
1. Налог на прибыль предприятий.
- соответствующий раздел НК вступает в силу с 01.04.2011;
- ставка налога: 2011 год – 23%, 2012 – 21%, 2013 – 19 %, с 2014 года – 16%;
- установлены дифференцированные ставки налога с доходов нерезидентов - юридических лиц (0, 4, 6, 12, 15, 20 % в зависимости от вида доходов);
- обновлен понятийный аппарат (расходы, затраты, временные и постоянные налоговые разницы, классификация затрат);
- новое определение обычной цены, новации в порядке применения обычных цен (вступает в силу с 01.01.2013);
- дата возникновения дохода (ранее действовало правило первого события, в НК доход возникает по дате перехода права собственности на товар или составления акта на работы, услуги (за установленными кодексом исключениями), независимо от даты оплаты денежных средств);
- регламентация расходов, которые учитываются при определении налогооблагаемой прибыли и дата их возникновения (в кодексе изложена приближенная к бухгалтерскому учету классификация затрат, дата возникновения затрат - по дате первичного документа);
- изменения в перечне затрат, которые не учитываются при определении налогооблагаемой прибыли (например, затраты на оплату товаров, работ услуг, полученных от плательщиков единого налога (кроме затрат на оплату услуг информатизации), затраты на приобретение большинства услуг у нерезидента);
- изменения в применении налоговой амортизации (16 групп основных средств, 5 методов амортизации);
- изменения в порядке урегулирования безнадежной, сомнительной задолженности (отражение безнадежной задолженности в налоговом учете продавца происходит путем уменьшения при наступлении определенных событий суммы дохода отчетного периода на соответствующую сумму и одновременного уменьшения расходов такого периода на себестоимость товаров, работ, услуг, по которым возникла задолженность);
2. Налог на доходы физических лиц.
- ставка налога 15%, а если ежемесячный доход превышает десятикратный размер минимальной заработной платы – сумма превышения облагается по ставке 17%;
- ряд доходов облагается по ставке 5% (проценты, дивиденды и др.), некоторые по двойной ставке (выигрыши, призы). Заработная плата шахтеров облагаются налогом по ставке 10%.;
- 5% налог на проценты с депозитов вводится с 01.01.2015;
- понятие «налоговый кредит» заменено понятием «налоговая скидка».
3. НДС.
- ставка: с 01.01.2011 до 31.12.2013 – 20%, с 01.01.2014 – 17%;
- регистрация обязательна в случае, если общая начисленная (уплаченная) сумма за осуществление налогооблагаемых операций совокупно превышает 300 тыс. грн (без НДС) за последние 12 мес.;
- добровольная регистрация по заявлению: если объем поставок товаров/услуг плательщикам НДС не менее 50% от общего объема поставок этого лица за последние 12 мес.;
- возможность отсрочки включения в состав налогового кредита сумм НДС по полученной налоговой накладной на срок до 365 дней с момента выписки налоговой накладной;
- налоговая накладная на сумму свыше 10 тысяч грн. должна быть зарегистрирована в Едином реестре выданных налоговых накладных и только после этого может быть выдана покупателю, подтверждением такой регистрации является электронная квитанция (фактически вводится он-лайн регистрация налоговых накладных). Данная норма вступает в силу в зависимости от суммы налоговой накладной в следующие даты:
свыше 1 млн. грн. – с
01.01.2011;
свыше 500 тыс. грн. - с 01.04.2011;
свыше 100 тыс. грн. - с
01.07.2011;
свыше 10 тыс. грн. - з 01.01.2012.
4. Акцизный налог.
Увеличены ставки акциза на некоторые товары (например, ставка акциза на 95 бензин возрастает почти на 38%).
5. Сбор за первую регистрацию транспортного средства
Если ранее аналогичный сбор взимался при каждом прохождении технического осмотра транспортных средств, то теперь такой сбор будет оплачиваться только при первой регистрации транспортного средства.
6. Экологический налог
Экологический налог заменяет ранее существовавшие сборы за загрязнение окружающей природной среды.
7. Плата за пользование недрами.
Плата за пользование недрами разделена, в зависимости от цели недропользования, на:
плату за пользование, связанное с добычей полезных ископаемых и плату за пользование, не связанное с добычей полезных ископаемых.
8. Плата за землю.
Ставки земельного налога за участки, денежная оценка которых не проведена, значительно увеличены (например, в городах с населеним свыше 1 млн. – ставка за 1 кв. м. выросла с 1,05 до 3, 36).
Также к общегосударственным налогам относятся:
- Рентная плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами, транзитную транспортировку трубопроводами природного газа и аммиака территорией Украины.
- Рентная плата за нефть, природный газ и газовый конденсат, которые добываются в Украине.
- Сбор за пользование радиочастотным ресурсом.
- Сбор за специальное использование воды.
- Сбор за специальное использование лесных ресурсов.
- Фиксированный сельскохозяйственный налог.
- Сбор на развитие «виноградарства, садівництва і хмелярства» (до 31.12.2014).
- Пошлина.
- Сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, выработанной квалифицированными когенерационными установками.
- Сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности.
5 местных налогов и сборов
1. Налог на недвижимое имущество (кроме земли).
НК с 01.01.2012 вводит новый налог на жилую недвижимость.
База налогообложения жилья, в котором плательщик зарегистрирован, уменьшается для квартиры на 120 кв.м., для жилого дома - 250 кв.м. Такое уменьшение применяется к жилью в котором плательщик зарегистрирован или по выбору плательщика к любому другому жилью. Налоговый период – 1 календарный год. Ставки налога устанавливаются местными советами на основании следующего правила:
- для квартир до 240 кв.м. и домов до 500 кв.м. – ставка до 1% размера минимальной заработной платы за 1 кв.м. в год;
- для квартир свыше 240 кв.м. и домов свыше 500 кв.м. – ставка 2,7% размера минимальной заработной платы за 1 кв.м. в год.
2. Единый налог.
Переходными положениями НК установлено, что с 01.01.2011 и до внесения соответствующих изменений в кодекс в части налогообложения субъектов малого предпринимательства Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» и абзацы 6-28 пункта 1 статьи 14 раздела IV Декрета КМ Украины «О подоходном налоге с граждан» применяются с учетом таких особенностей:
1) плательщики единого налога не являются плательщиками таких налогов и сборов:
а) налог на прибыль предприятий;
б) налог на доходы физических лиц;
в) НДС, за исключением юридических лиц, которые избрали ставку налогообложения 6 %.;
г) земельный налог, кроме земельного налога за земельные участки, которые не используются для ведения хозяйственной деятельности;
ґ) плата за пользование недрами;
д) сбор за специальное использование воды;
е) сбор за специальное использование лесных ресурсов;
є) сбор за проведение некоторых видов предпринимательской деятельности;
2) плательщики единого и фиксированного налога исчисляют и уплачивают единый социальный взнос в порядке определенном Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»
К местным налогам, согласно НК, относятся также сбор за места для парковки транспортных средств, сбор за осуществление некоторых видов деятельности и туристический сбор.
Также, необходимо обратить внимание на ЗУ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины» от 02.12.10 №2756-VI.
Внесены изменения в ряд других нормативных актов (в том числе ГК, ХК, УК, КАСУ). Среди важных нововведений:
- смягчение уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов (в случае уплаты соответствующих налогов и сборов и возмещения причиненного государству вреда, от уголовной ответственности по статье 212 УК могут быть освобождены теперь и лица, совершившие деяние, предусмотренное частью 3 указанной статьи (кроме ранее судимых за уклонение);
- установление особенностей административного судопроизводства по обращению субъектов властных полномочий (приостановление расходных операций по счетам, наложение админареста, взыскание средств по налоговому долгу, продление срока действия админареста);
- Хозяйственный кодекс дополнен статьей 551 «Фиктивная деятельность субъекта хозяйствования». Признаками фиктивности являются: регистрация СХД на недействительные или поддельные документы, регистрация и проведение хозяйственной деятельности без ведома и согласия учредителей (руководителей) и т.д. такие признаки являются основанием для прекращения СХД в судебном порядке, в т.ч. признания недействительными регистрационных документов;
- сроки применения административно-хозяйственных санкций, установленные ст. 250 ХК не распространяются на штрафные санкции, размер и порядок взыскания которых определен НК и другими законами, контроль за исполнением которых возложен на органы налоговой и таможенной службы;
- внесены изменения в ЗУ «О применении РРО в сфере торговли, общественного питания и услуг». Размер применяемых штрафных санкций за нарушение этого Закона теперь зависит от повторности правонарушения: впервые - 1 грн., вторично – в размере 100% проданных с нарушением товаров, за каждое следующее правонарушение – в пятикратном размере.
Юридическая фирма "FELIX"