Новый лицензионный закон – это безусловно шаг вперед
Статья Оксаны Кобзар для газеты «Бизнес», юридическая фирма FELIX
Закон «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» подписан президентом и вступит в силу с 29 июня 2014 года.
Новый лицензионный закон – это безусловно шаг вперед. Возможно слишком осторожный, но уверенный, давно обдуманный и неизбежный.
В законе есть моменты принципиальные, но с большим потенциалом. Например, закон запрещает органам лицензирования требовать от заявителей документы из государственных бумажных или электронных информационных ресурсов. Далее эта норма конкретизирована в правило, в соответствии с которым органам лицензирования запрещено требовать от заявителя документы, подтверждающие или опровергающие информацию о нем, которые выдаются другими органами государственной власти, местного самоуправления, их должностными лицами (выписки, извлечения, справки, письма). Закрепление такого принципа – это основа для построения в будущем такой системы, когда пользователи административных услуг государства будут предоставлять для получения услуги только те документы, которые госорган не может получить самостоятельно из информационных систем государства. Возможно, еще не идеален механизм получения органами лицензирования информации из ресурсов государства, однако правовая база для существенного упрощения процедур лицензирования уже заложена.
Четче выписан критерий, по которому государство определяет, какие виды деятельности следует лицензировать. Лицензирование будет применяться только к той деятельности, осуществление которой представляет угрозу нарушения прав, законных интересов граждан, жизни или здоровью человека, окружающей среде, безопасности государства. При этом лицензирование применяется только в случае, если других мер регулирования этой деятельности недостаточно.
Единообразный подход ко всей лицензируемой деятельности проявился в том, что все лицензии теперь могут быть исключительно бессрочными, ранее сроки действия лицензии варьировались в зависимости от вида лицензии. Плата за выдачу лицензии (одна минимальная заработная плата) теперь устанавливается законом, а не решением КМУ. Существенные изменения внесены в процедуру принятия решения по заявке лицензиата. Процедура будет направлена не на отказ заявителю и создание коррупционной предпосылки, а на помощь ему в подготовке документов для получения лицензии.
Важный принцип - предоставление двухмесячного срока для реализации изменений в законодательство о лицензировании. Речь идет о том, что, например, в случае изменения лицензионных условий, бизнесу предоставляется не менее двух месяцев на приведение своей деятельности в соответствие с новыми условиями. Конечно, двух месяцев мало, однако раньше закон давал бизнесу всего 30 дней на лицензирование той деятельности, которая объявляется лицензируемой, и не предоставлял срока на приведение лицензионной деятельности в соответствие с новыми условиями.
Перечень лицензируемых видов деятельности действительно сокращен. Некоторые виды, например, таможенная брокерская деятельность, перешли из разряда лицензируемых в категорию требующих разрешения. Отменены лицензии на производство, экспорт и импорт лазерных дисков, торговлю регуляторами роста растений (пестицидами и агрохимикатами), а также племенными ресурсами, работы по фумигации, производство и торговлю пиротехникой, операции с металлоломом, землеоценочные работы и проведение земельных торгов, работу с информацией, составляющей кредитную историю, деятельность в сфере телекоммуникаций и другие. Вместе с тем, появился новый вид деятельности, требующий лицензии – лицензия теперь нужна для международных перевозок грузов. Строительные лицензии в законе остались, но охватывают теперь только работы по строительству объектов четвертой и пятой категорий сложности.
Закон вступает в силу с 29 июня 2015 года, кроме нормы об отмене лицензий на деятельность в сфере телекоммуникаций, которая вступит в силу с 2018 года.
Государственное регулирование и контроль состоит не только в лицензировании, существует множество других форм государственного вмешательства в ту деятельность, которая требует особого внимания в силу своей специфики. Поэтому отмена лицензий для многих видов деятельности в полной мере не избавит бизнес от «опеки» государства. Так, например, таможенные брокеры вместо лицензии будут получать разрешение на свою деятельность, и, как показывает практика работы таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли, владельцы таких разрешений очень зависимы от таможенных органов, которым предоставлены очень широкие полномочия по контролю. Такие же тенденции характерны и для многих других отраслей. Но степень вмешательства государства уменьшается, и очень хочется, чтобы этот процесс был необратимым. Процесс смещения регулирования лицензионной деятельности на уровень закона и унификация условий получения лицензий, сокращение видов лицензируемой деятельности – это реформа давно назревшая, очень долгожданная и сейчас просто необходимая. Государство должно применять все возможные «инъекции», чтобы стимулировать активность бизнеса, защитить и оздоровить конкурентную среду.