пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Публикации » Новый закон о коррупции. Хотели как лучше...

07.04.2011 года Верховная Рада Украины приняла предложенный Президентом Украины Виктором Януковичем Закон Украины «О принципах предупреждения и противодействия коррупции». Как известно, ранее был отменен пакет антикоррупционных законов, которые должны были вступить в действие с 01.01.2011 года, а именно: Закон Украины «О принципах предупреждения и противодействия коррупции», «Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений», «О внесении изменений в некоторые законы Украины по предупреждению и противодействию коррупции». Закон Украины «О принципах предупреждения и противодействия коррупции» № 7487 (далее по тексту – Закон)  вступает в силу 1 июля 2011 года, кроме статьи 12 «Финансовый контроль», которая вступает в силу с 1 января 2012 года.

В целом можно отметить, что Закон распространяется не только на субъектов государственной власти и  местного самоуправления, но и на юридических и физических лиц. Кроме того,  имеется ряд  терминологических изъянов и неточностей, непрописанных процедур и лазеек. Некоторые положения Закона имеют все признаки юридической фикции.

Статья 1 Закона содержит два понятия: «близкие родственники» и «члены семьи»,  давая им практически одинаковые определения, а именно: к ним относятся супруги, их дети, иные лица, которые совместно проживают, связаны совместным бытом, и имеют взаимные права и обязанности. К «близким родственникам» Закон относит к тому же родных братьев и сестер, деда, бабку, внука, усыновленных, усыновителей.

 Обращает на себя внимание один из принципов предупреждения и противодействия коррупции. Наряду с общеправовыми, Закон выделяет принцип приоритетности меры пресечения. Детально этот принцип не раскрывается, и в Законе больше не употребляется, но нормы действующего законодательства предусматривают применение мер пресечения в уголовном процессе, такие как: подписка о невыезде; личное поручительство; поручительство общественной организации или трудового коллектива; залог; заключение под стражу; надзор командования воинской части. Учитывая популярность на сегодняшний день заключения под стражу, то возможно, что эта мера пресечения будет самой популярной и при расследовании коррупционных преступлений. Другое предназначение этого принципа трудно себе представить.

 Закон определяет круг лиц – субъектов ответственности за коррупционные правонарушения. Помимо Президента Украины, Головы Верховной Рады Украины, его Первого заместителя  и заместителя, Премьер-министра Украины, народных депутатов, государственных служащих и т.д., Закон отнес и лиц, которые приравниваются к  уполномоченным на выполнение функций государства и местного самоуправления. В числе прочих, это -  члены окружных, территориальных и участковых выборных комиссий (во время выполнения ими полномочий), помощники народных депутатов и лица, которые предоставляют публичные услуги (аудиторы, нотариусы, оценщики, а также эксперты, арбитражные управляющие, независимые посредники, члены трудового арбитража, третейские судьи во время выполнения ими этих функций и иные лица). Положение относительно отнесения  последних к субъектам ответственности за коррупционные правонарушения вызывает сомнения. К примеру, стоимость услуг частного нотариуса определяется по договоренности с клиентом и в связи с этим не понятно, как будет применяться статья 6 Закона, которая запрещает использовать свои служебные полномочия и связанные с этим возможности получения неправомерной выгоды для себя и членов своих семей.

 Следует отметить, что ни Закон, ни действующее законодательство Украины не предоставляет определение термина «публичные услуги». В Законе фактически не разграничены понятия «служебное лицо» и  «должностное лицо». Это может привести к значительным осложнениям во время применения Закона на практике.

 Интересная ситуация получается и с субъектами, уполномоченными проводить мероприятия относительно предупреждения и противодействия коррупции. К ним Закон относит Президента Украины, органы государственной власти, Кабинет Министров Украины, а также специально уполномоченных субъектов в сфере противодействия коррупции:

- органы прокуратуры;

- специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью МВД Украины,

налоговой милиции, по борьбе с коррупцией и организованной преступностью СБУ, Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины.

Однако, Закон содержит оговорку, что координацию деятельности правоохранительных органов будет осуществлять Генеральный прокурор Украины и подчиненные ему прокуроры.

Исходя из всего изложенного выше, органам прокуратуры в сфере предупреждения и противодействия коррупции Законом предоставляется главенствующая и решающая  роль. Именно им данный Закон придется по нраву.

 Должностные и служебные лица органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц, их структурных подразделений в случае выявления коррупционного правонарушения или получения информации о его совершении обязаныпредпринять меры по предотвращению такого правонарушения и срочно письменно уведомить об этом специально уполномоченный орган в сфере противодействия коррупции. Ответственность за нарушение этого положения предусмотрена ст. 172-9, которой теперь дополнен КоАП: «Непринятие предусмотренных законом мер по предотвращению коррупционных правонарушений, а в случае выявления коррупционного правонарушения - для его прекращения, письменного уведомления уполномоченными на это лицами о его совершении -

влечет наложение штрафа от пятидесяти до ста двадцати пяти необлагаемых минимумов доходов граждан».

 Устанавливаются ограничения на использование служебного положения, совместительства и совмещения с другими видами деятельности, получение подарков, а также на возможность трудоустройства близких лиц,  ограничения в отношении лиц, которые уволились с должностей или прекратили деятельность, связанную с выполнением функций государства, местного самоуправления.

 Интересно, что лицам, уволившимся с государственной службы, на протяжении года со дня увольнения или прекращения деятельности запрещается осуществлять действия, связанные с предпринимательской деятельностью, которая контактирует с органом, где лицо ранее работало, разглашать и использовать в своих интересах информацию, а также представлять интересы лица (в том числе и в судах) в делах, в которых другой стороной является орган (органы), в котором (которых) лицо работало ранее. Эта норма будет интересна юристам, которые перешли с государственной службы в частную практику.

 В отношении лиц, которые претендуют на занятие должности, связанной с выполнением функций государства и местного самоуправления, теперь будет проводиться специальная проверка. Следует отметить, что из содержания Закона, совершенно непонятно положение о понятии «функций государства и местного самоуправления». И еще одно противоречие: Закон предусматривает, что порядок организации проведения специальной проверки утверждается Президентом Украины. Порядок проведения специальной проверки относительно кандидатов на пост Президента Украины, кандидатов в народные депутаты Украины, кандидатов в депутаты Верховной Рады АРК, местных рад и на должности сельских, поселковых, городских голов определяются Центральной избирательной комиссией. Это не согласовывается со ст. 106 Конституции Украины, которая не предоставляет право Президенту Украины утверждать порядок проведения специальной проверки относительно лиц, которые претендуют на занятие должностей, связанных с выполнением функций государства и местного самоуправления.

 На Министерство Юстиции Украины теперь возложена обязанность проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативно-правовых актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, министерств и иных центральных органов исполнительной власти. Однако следует отметить, что Законом вообще не предусмотрены последствия  проведения такой экспертизы.

 Участие общественности в мероприятиях относительно предупреждения и противодействия коррупции также предусмотрено Законом. Общественность имеет право, в частности,  уведомлять о выявленных фактах совершения  коррупционных правонарушениях специально уполномоченный орган в сфере противодействия коррупции.

 Еще одно нововведение: Законом предусмотрено создание Единого государственного  реестра, который будет содержать информацию о лицах, которых привлечено к ответственности  за совершение коррупционных правонарушений. Данный реестр должен быть сформирован и вестись Министерством Юстиции Украины.

 Теперь лица, в отношении которых вынесено  постановление о привлечении в качестве обвиняемого, подлежат отстранению от выполнения полномочий до рассмотрения дела судом, если иное не предусмотрено законом.

Кроме того, лицо, относительно которого составлен протокол об административном коррупционном правонарушении, может быть отстранено от выполнения служебных полномочий по решению руководителя органа (предприятия, учреждения, организации), в котором он работает до окончания рассмотрения дела судом.

 Согласно статье 24 Закона сделка, совершенная вследствие коррупционного правонарушения, является ничтожной. Правовые последствия нарушения требований закона при совершении сделки предусмотрены главой 16 Гражданского кодекса Украины. Однако интересно, что никаких изменений в Гражданский Кодекс Украины Законом не внесено.

 Законом внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный Кодекс Украины, Уголовно-процессуального Кодекса Украины.В частности, Кодекс Украины об административных правонарушениях дополнен Главой 13-А «Административные коррупционные правонарушения». В Кодекс добавлено восемь самостоятельных составов административных правонарушений.

 Также внесено ряд дополнений и изменений в Уголовный кодекс Украины, которыми увеличивается количество составов преступлений, уточняются некоторые составы и ужесточаются санкции в отношении коррупционеров.

 Как будет работать Закон, покажет практика. Оптимистов пока не покидает надежда, что коррупцию можно искоренить внесением изменений в законодательство.

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%