пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Публикации » Новый закон о коррупции

АНАЛИЗ ПРОЕКТА ЗАКОНА "Об основах предупреждения и противодействия коррупции в Украине"

Как Вам уже известно, из очередного выпуска новостей (№ 25 от 27.12.10) Верховная Рада Украины признала утратившим силу пакет антикоррупционных законов, которые с 1 января 2011 года должны были быть введены в действие. Утратили силу законы: "О принципах предупреждения и противодействия коррупции", "Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений", "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за коррупционные правонарушения"

 Как отметил первый вице-спикер Адам Мартынюк, такое решение необходимо было принять, чтобы парламент рассмотрел президентский законопроект № 7487 "Об основах предупреждения и противодействия коррупции в Украине".

 Анализируя указанный выше законопроект, поданный В. Януковичем, необходимо обозначить, что он распространяется на публичные и частные общественные отношения, то есть охватывает не только государственные структуры, а и физических и частных юридических лиц.

 Закон определяет термин коррупционного правонарушения, как умышленное действие, которое содержит признаки коррупции, совершенное лицами, предусмотренными Законом (ст.4), и за которое предусмотрена уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная ответственность.

 В свою очередь коррупция – это использование лицом своих служебных полномочий и связанных с этим возможностей с целью получения неправомерной выгоды или обещания/предложения такой выгоды для себя или других людей или предоставление неправомерной выгоды такому лицу или по его требованию другим физическим и юридическим лицам с целью склонить такое лицо к противоправному использованию  предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей.

 Третья статья анализируемого Закона раскрывает перечень принципов деятельности по противодействию коррупции. Интересно то, что кроме общеправовых принципов, таких как верховенство права, законность и др., она включает в себя  принцип «приоритетности меры пресечения». Детально этот принцип не раскрывается, и в Законе больше не употребляется, но нормы действующего законодательства предусматривают применение мер пресечения в уголовном процессе, такие как: подписка о невыезде; личное поручительство; поручительство общественной организации или трудового коллектива; залог; заключение под стражу; надзор командования воинской части.

 Учитывая популярность на сегодняшний день заключения под стражу, то возможно, что эта мера пресечения будет самой популярной и при расследовании коррупционных преступлений. Другое предназначение этого принципа трудно себе представить.

 Президент, Парламент, органы прокуратуры и другие органы государственной власти, которые действуют на основании и в рамках законов, являются субъектами, осуществляющими меры по предупреждению и противодействию коррупции. Также, Президентом создается специально уполномоченный орган по вопросам антикоррупционной политики.

 Непосредственно осуществлять действия по выявлению, прекращению, расследованию коррупционных правонарушений Законом уполномочиваються: органы прокуратуры, специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел Украины, налоговой милиции, по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Службы безопасности Украины, Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины, если иное не предусмотрено законом.

 Координацию действий всех обозначенных выше органов будет осуществлять Генеральный и подчиненные ему специализированные прокуроры.

 Юридические и физические лица, согласно Закону, обязаны осуществить действия по прекращению обнаруженного ими коррупционного правонарушения и срочно письменно уведомить о нем специально уполномоченный орган.

 Исходя из указанного выше, «командовать парадом» при осуществлении антикоррупционной политики будет прокуратура.

 Законом устанавливаются ограничения по использованию служебного положения, ограничения по совместительству и совмещению с другими видами деятельности, ограничения по получению подарков, ограничения, связанные с работой родственников, ограничения в отношении лиц, которые уволились с должностей или прекратили деятельность, связанную с выполнением функций государства, местного самоуправления.

 Интересно, что лицам, уволившимся с государственной службы, на протяжении года со дня увольнения или прекращения деятельности запрещается осуществлять действия, связанные с предпринимательской деятельностью, которая контактирует с органом, где лицо ранее работало, разглашать и использовать в своих интересах информацию, а также представлять интересы лица (в том числе и в судах) в делах, в которых другой стороной является орган (органы), в котором (которых) лицо работало раньше.

 Теперь в отношении лиц, которые претендуют на занятие должностей в органах государственной власти и местного самоуправления, будет проводиться специальная проверка.

 Закон вводит обязательную антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов, которую будет проводить Министерство юстиции Украины.

 Министерство юстиции обязано создать Единый государственный реестр лиц, которые совершили коррупционные правонарушения, который будет наполняться на основании судебных решений о привлечении лиц к ответственности за коррупцию. Информация об указанных лицах должна подаваться в Единый реестр через 3 дня после вступления в силу соответственного решения суда.

 Лица, в отношении которых вступило в силу решение суда о привлечении их к ответственности за коррупционное правонарушение, подлежат увольнению в трехдневный срок.

 Лицо, в отношении которого составлен административный протокол за коррупционное правонарушение, может быть отстраненно от исполнения служебных обязанностей по решению начальника.

 К тому же Закон вводит новое основание для ничтожности сделки – это совершение сделки вследствие коррупционного правонарушения.

Анализируемым Законом вносится ряд изменений в законодательные акты, в частности, Кодекс Украины об административных правонарушениях дополнен Главой 13-А «Административные коррупционные правонарушения». В Кодекс добавлено восемь самостоятельных составов административных правонарушений.

 Интересно звучит статья 172-9 КУоАП: «Непринятие предусмотренных законом мер по предотвращению коррупционных правонарушений, а в случае выявления коррупционного правонарушения - для его прекращения, письменного уведомления уполномоченными на это лицами о его совершении - влечет наложение штрафа от пятидесяти до ста двадцати пяти необлагаемых минимумов доходов граждан ".

 То есть, физические и должностные лица предприятий также могут быть привлечены к ответственности за не уведомление о правонарушении или за не принятие мер для прекращения правонарушения.

 Все коррупционные административные правонарушения рассматриваются судом. Новшеством является то, что в этом судебном процессе обязательным является участие прокурора (представителя прокуратуры). Также обязательна явка самого правонарушителя, а в случае неявки осуществляется привод органами внутренних дел.

 Также внесено ряд дополнений и изменений в Уголовный кодекс Украины, которыми увеличивается количество составов преступлений, уточняются некоторые составы и ужесточаются санкции в отношении коррупционеров.

 В общем закон внесет существенные изменения во многие правоотношения. Теперь однозначно представители органов власти и местного самоуправления будут более осторожны при совершении коррупционных действий.

 Следует быть более осторожными и частным лицам. Вот кому этот закон придется по нраву, так это сотрудникам прокуратуры.

 Законопроект принят еще только в первом чтении, поэтому ему предстоит пройти второе чтение и быть подписанным Президентом. Поэтому заинтересованные лица еще имеют время изучить этот Законопроект.

 

Юристы FELIX

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%