пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Публикации » Нужна ли сейчас Украине всеобщая декларация доходов?

Нужна ли сейчас Украине всеобщая декларация доходов?

Комментарий Оксаны Кобзар для портала  "Минфин"

Партнер налогово-юридического департамента «Делойт» Евгений Заноза:  

Идея всеобщего декларирования доходов не нова. В конце 90-ых в Украине уже существовала практика тотального декларирования. Потом сам законодатель увидел, что это неэффективно с точки зрения администрирования: с одной стороны работодатель удерживает налог и подает отчет, с другой – работник ее подает, что приводит к дублированию функций. Поэтому в 2003-ем году эту практику отменили и сейчас в Кодексе четко прописано, что если человек получает доходы от агента, его обязательства по подаче налоговой декларации являются исполненным, с некоторыми исключениями.

Всеобщее декларирование в том виде, в котором оно есть не приведет к ожидаемому эффекту, такого как снижения уровня тенизации экономики. Поскольку теневые доходы как не декларировались до сегодняшнего дня, так и не будут декларироваться в будущем. Кроме того, это приведет к увеличению административного давления на налоговые органы. Более того, практика подачи деклараций за  2011 год показала, что налоговая может не справится с таким потоком деклараций. Что касается поступлений в бюджет – возможно в краткосрочной перспективе они несколько увеличатся, но расходы на администрирование также вырастут и, по видимому, особого экономического эффекта предвидеть не приходится.

Относительно недавно у нас был пример, когда все госслужащие  должны были декларировать свои доходы, что уже создавало критические толпы в коридорах, налоговая еле с этим справлялась. Если говорить об электронном варианте подачи – это хорошая идея и некоторые налогоплательщики уже воспользовались ею.  Также электронная подача хорошо показала себя в сфере декларирования корпоративных налогов, таких как налог на прибыль и НДС. Для физлиц она сложна в воплощении, так как требует электронного ключа, соответствующих программ и некоторых технических навыков. Практическое применение электронной сдачи отчетности ставит много вопросов – начиная от получения ключей, поскольку этот процесс затратный по времени, и заканчивая требованием обновления ключа на ежегодной основе, что снова создает проблемы для физических лиц.  Также некоторые физические лица, а именно иностранные граждане работающие в Украине, которых обслуживают консультанты, и для которых получение электронных ключей, действующих всего один год, может значительно осложнить подачу декларации.

В некоторых странах – в США, Канаде и некоторых европейских странах существует практика всеобщего декларирования, но она более гибкая. Помимо ответственности за неподачу декларации, в этих странах также предусмотрена мотивация путем предоставления льгот, например, при наличии ипотеки или в зависимости от кол-ва иждивенцев в семье. В течение года налоговые органы взимают налог по определенной ставке – но  в конце года делают перерасчёт после которого достаточно быстро возвращают налоги. Так что прежде чем принимать решение о тотальном декларировании, представляется целесообразным изучить подробную практику в других странах и для начала адаптировать украинское законодательство к существующим реалиям.

Партнер юридической фирмы «Лексфор» Семенюк Юрий:  

Насколько можно судить, планируется введение ежегодного декларирования своих доходов всеми гражданами Украины. Такая инициатива Государственной налоговой службы преподносится как эффективный инструмент для борьбы с теневой экономикой, преследует цели усовершенствования контроля доходов всего населения страны, а не только государственных должностных лиц. Очевидно, что в первую очередь это направлено на борьбу с таким явлением, как  «зарплаты в конвертах». Ну и, кроме того, всеобщее декларирование предоставит налоговым органам дополнительный контроль доходов всех граждан страны и, таким образом, — доходов самих государственных чиновников (чтобы у государственного должностного лица не было возможности, как сейчас, записать свое имущество на дальних родственников, друзей и так далее).

Вместе с тем, такая инициатива вызывает очень много вопросов. Скорее всего, подавляющее большинство граждан не хотело бы разглашать государственным органам информацию о составе своего имущества и своих доходах. Более того, в обществе существует недоверие к государству и чиновникам, поскольку отсутствует реальный общественный контроль по расходованию бюджетных средств, и, напротив, имеется масса примеров нецелевого их использования и злоупотреблений в этой сфере. К тому же сами представители власти не предоставляют общественности реальную информацию о своем имуществе, бизнесе, средствах и т.п., а с использованием различных механизмов уходят от уплаты налогов в Украине. Только недавний скандал с кипрскими банками приоткрыл завесу относительно огромных сумм украинских граждан на их счетах. В сложившихся обстоятельствах, очевидно, декларирование доходов чиновниками вызывает скепсис и недоверие.

Помимо этого, внедрение такой системы может быть сопряжено с техническими проблемами. Необходимо будет обеспечить достаточный штат налоговых инспекторов, которые будут контролировать декларирование. А кто будет оказывать помощь по заполнению деклараций, например, пенсионерам или простым людям, далеким от таких вопросов? Ведь далеко не каждый в нашей стране может позволить себе обратиться за помощью к частному бухгалтеру, аудитору или юристу.  

Однако самое главное, что вместо проведения системных реформ по либерализации экономики с целью создания условий для развития бизнеса, увеличения притока инвестиций, создания новых рабочих мест, увеличения доходов у людей и, как следствие, — наполнение казны, такого рода инициативы свидетельствуют о намерениях государства все больше и больше усилить свой фискальный контроль, но теперь уже не только над бизнесом, а также и над каждым из граждан страны.

Партнер юридической фирмы FELIX Оксана Кобзар:  

На данный момент налоговая оперирует огромным массивом данных о доходах граждан, полученных из различных источников. Ведь информацию о доходах граждан в виде зарплаты или вознаграждения по гражданско-правовым договорам налоговики получают от налоговых агентов граждан по форме 1-ДФ. Также у них есть информация о доходах от продажи имущества, дарения, (в случае нотариального удостоверения договоров), о полученных гражданами объектах наследства. Система декларирования доходов работает, выполняя ту функцию, которая на нее возложена — добровольное информирование гражданами государства о своих доходах с целью начисления и уплаты налогов.

Из официальных комментариев пока не понятно и за счет чего будет, достигнут рост поступлений в бюджет от НДФЛ, поэтому нет понимания целей всеобщего декларирования и механизма достижения желаемого эффекта. Введение всеобщей декларации никак не мотивирует плательщиков быть более честными, равно как и не позволит налоговикам выявить незадекларированные доходы. Для выявления скрытых доходов нужно использовать сопоставление доходов с расходами. А для контроля последних необходимо либо ввести обязательное декларирование расходов, либо выявлять расходы из других неофициальных  источников. Начать надо с введения обязательного декларирования расходов и источников происхождения имущества для чиновников и их близких родственников. Такое практикуется в США, других развитых странах.  Сопоставление расходов и доходов этой категории лиц, особенно с использованием других источников информации о расходах (например, контроль баланса кредитных карт, информация из социальных сетей, от третьих лиц и т.п.) — это реальные и эффективные меры борьбы с уклонением от налогообложения. А «отвлекающие маневры» с всеобщим декларированием фактически – это дополнительное бремя для граждан. Трудно представить какого уровня должен быть обещанный он-лайн сервис по подаче всеобщей декларации, чтобы любой человек мог самостоятельно безошибочно его заполнить.  

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%