пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Публикации » Обложат по-новому. Будущее налоговой системы в десяти вопросах и ответах

Обложат по-новому. Будущее налоговой системы в десяти вопросах и ответах 

Комментарий Оксаны Кобзар для "Фокус.ua", юридическая фирма FELIX 

Украинцев ждут очередные налоговые изменения. Фокус выяснил, что в 2016 году будет с основными налогами, фискальной службой и госбюджетом

Предпринимателям, которые едва успевают приспособиться к фискальным новшествам, нужно готовиться к следующим изменениям налоговой системы с 1 января 2016 года. На данный момент обсуждаются три концепции реформы — от Министерства финансов, от Комитета налоговой и таможенной политики Верховной Рады и от общественных организаций. Если предыдущие изменения налоговой системы проходили строго под руководством КМУ, то теперь альтернативные концепции имеют шанс побороться за инициативу в налоговой реформе. Фокус выяснил, чего ждать от очередных изменений налогоплательщикам.

1. Как обложат доходы граждан

В своей концепции реформы Кабмин предлагает установить единую ставку налога на доходы физлиц (НДФЛ) на уровне 20%. На данный момент для большинства видов доходов применяется ставка в 15%. Следовательно, большинству плательщиков в случае успеха правительственной инициативы придётся платить подоходный налог по ставке на 5% выше. Правда, облагаться будет только сумма, которая превышает минимальную зарплату — то есть каждая гривна свыше 1378 тыс. В нынешней системе налогообложения льгота распространялась только на 50% минималки.

"Предприятиям придётся компенсировать дополнительные отчисления НДФЛ путём увеличения зарплат. Вместе с повышением налога на прибыль на 2% это нивелирует пользу от снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда (за счёт введения ЕСВ в 20%. — Фокус)", — говорит старший менеджер отдела налоговых и юридических услуг КПМГ в Украине Оксана Олехова. Вместе с тем предложенную унификацию ставок она считает важным шагом для повышения открытости, прозрачности и привлечения иностранного капитала.

Снижение НДФЛ до 10% предполагает концепция налоговой реформы от парламентского комитета. В случае внедрения этой инициативы подоходный налог уменьшится на 5%.

2. Как реформируют социальный взнос

Единый социальный взнос (ЕСВ) уплачивается с зарплаты в Пенсионный фонд и объединяет все социальные сборы. На сегодня с каждой зарплаты работодатель платит ЕСВ от 36,76% до 49,7%. Всего используется более 70 ставок. За счёт этого налога суммарная нагрузка на фонд оплаты труда доходит до 60% и выше, что вынуждает работодателей платить зарплаты в конвертах.

Необходимость снижения ЕСВ для выведения зарплат из тени осознают авторы всех концепций налоговой реформы. И профильный комитет ВР, и Кабмин предлагают снизить ЕСВ до 20%. Правда, депутаты хотят снизить суммарную нагрузку на фонд заработной платы до 30% (НДФЛ 10% + ЕСВ 20%) уже в 2016 году. А в Минфине планируют растянуть процесс во времени: в 2016-м уменьшить ЕСВ до 20% с одновременным повышением НДФЛ до 20%, а в 2018-м — объединить ЕСВ и НДФЛ в один платёж с общей ставкой в 20%.

"Пока это только возможное будущее. А реальное настоящее — 40% нагрузки на фонд оплаты труда и дополнительные компенсаторы потерь бюджета за счёт других налогов. При этом действующее законодательство предусматривало снижение ЕСВ с 2016 года до 22% за счёт применения понижающего коэффициента к ставке ЕСВ в 0,6 (только для предпринимателей, которые соответствуют критериям. — Фокус)", — комментирует предложение Минфина партнёр ЮФ FELIX Оксана Кобзар. По словам опрошенных Фокусом бизнесменов, данный понижающий коэффициент к ЕСВ был для некоторых из них чуть ли не единственным светлым пятном на фоне отсутствия каких-либо позитивных изменений в фискальной сфере. Для компаний, которые воспользовались коэффициентом, в 2016–2017 годы налоговая нагрузка только возрастёт.

3. Как бизнес будет платить налог на прибыль

Налог на прибыль предприятия сейчас уплачивают по основной ставке в 18%. Начиная с 2011 года, её постепенно уменьшали, в итоге обещая снизить с 23% до 16%. Если возобладает позиция правительства, о подобных перспективах придётся забыть — Минфин налог на прибыль, как и другие основные платежи, хочет унифицировать, повысив до 20%.

В свою очередь, Налоговый комитет ВР предлагает снизить ставку налога на прибыль до 15% и освободить от обложения часть прибыли, которая реинвестируется в необоротные активы или капитальное строительство. Так авторы инициативы надеются стимулировать бизнес модернизировать производство. Для Украины, где степень износа основных средств достигает 77,3%, подобный толчок для развития экономики был бы особенно актуален. Однако риск снижения уровня отчислений в госбюджет может поставить точку на этом начинании.

4. Что произойдёт с НДС

В Украине базовая ставка НДС составляет 20%. В 2014-м ради увеличения поступлений в бюджет был введен НДС для лекарств по ставке в 7%. Льготным режимом обложения НДС продолжают пользоваться аграрии — единственная отрасль экономики, которая показывает рост в условиях кризиса.

Минфин в рамках унификации основных налогов предлагает ввести для всех плательщиков ставку НДС 20%. В этом случае вместо существующих ставок в 0% и 7% будет применяться ставка в 20% либо освобождение от НДС. В результате цены на некоторые товары могут повыситься — Оксана Олехова из КПМГ прогнозирует подорожание лекарств на 13%. Аграрии, которые привыкли пользоваться льготами, в случае их отмены пугают уходом отрасли в тень и повышением цен на сельхозпродукцию.

В Налоговом комитете парламента, напротив, предлагают снизить НДС до 15%. Согласно замыслу авторов законопроекта, такая ставка должна уравнять стоимость прозрачной уплаты налога и покупки услуг налоговых ям. Однако недобор этого бюджетообразующего налога может серьёзно ударить по госфинансам.

5. Чего ждать предпринимателям-упрощенцам

Малый и средний бизнес в Украине с 1999 года использует упрощённую систему налогообложения, которая облегчает сдачу отчётности и в сравнении с общей системой снижает налоговую нагрузку. Изменения упрощёнки — вопрос болезненный. Когда возможности предпринимателей попытались урезать в Налоговом кодексе Азарова, разгорелся Налоговый майдан. В результате власти пришлось пойти на некоторые уступки.

Новые налоговые инициативы Минфина также не обходят стороной плательщиков единого налога — правительство собирается объединить II и III группы плательщиков в группу "Б", исключив из неё юрлиц и установив потолок максимального оборота в 2 млн грн (для II группы действует ограничение в 1,5 млн, для III группы — 20 млн грн). При этом ставки налога на протяжении трёх лет планируется повысить с 2–4% до 4–10%. За счёт подобных изменений правительство хочет минимизировать использование упрощённой системы крупным бизнесом для минимизации налогообложения.

Консультант по налогам и сборам адвокатского объединения "Вдовичен и партнёры" Юрий Баштовой в качестве основного спорного момента инициативы Кабмина наряду с повышением ставок для группы "Б" называет снижение уровня оборота, что при нынешней инфляции может вытолкнуть из упрощённой системы средний бизнес. Управляющий партнёр PSP Audit Дмитрий Сушко считает подобные новшества социально опасной инициативой. По его мнению, подобное изменение упрощёнки имеет шанс стать серьёзным вызовом для нынешней власти, который она может и не пережить.

Концепция реформ от ВР предусматривает менее радикальную коррекцию упрощёнки. В частности, для группы III предлагается снизить максимальный оборот до 5 млн и повысить налог до 8% в 2017 году. При этом юрлицам хотят оставить возможность работать в этой группе.

6. Как обложат имущество

Чтобы компенсировать возможные потери госбюджета, правительство предлагает обложить налогом все виды недвижимости (а не только жилую), повысить до 25 тыс. грн налог на квартиры и дома свыше 300 кв. м и 500 кв. м соответственно, поднять налог на люксовые авто и т.п.

Вполне справедливо, что к категории "люкс" автомобили будут относить исходя из критерия цены, а не объёма двигателя, как предлагалось ранее. То есть налог в 25 тыс. грн будут платить только собственники "железных коней" дороже 1 млн грн (около $46 тыс. по курсу НБУ). Однако подобный принцип не будет действовать для квадратных метров. "Налог на недвижимость, как и сейчас, не будет привязан к стоимости объектов. Таким образом, государство словно говорит налогоплательщикам: мы не хотим инвентаризовать недвижимость, наполнять реестр, вести работу по оценке, а хотим проще взимать с вас налог", — комментирует ситуацию Оксана Кобзар.

7. Что сделают с фискалами

Опрошенные Фокусом специалисты отмечают, что отсутствие реформ в налоговом ведомстве способно помножить на ноль прогрессивные начинания в налогообложении. Однако в концепциях реформ налоговой сферы, которые обсуждаются сегодня, об изменениях фискальной службы речь не идёт — о начинаниях в этом направлении можно судить исходя из публичных заявлений чиновников.

"В проекте реформы, озвученной Кабмином в июне этого года, стоит выделить создание Службы финансовых расследований (вместо Налоговой милиции, которую собираются ликвидировать. — Фокус). При этом остаётся загадкой, какие изменения запланированы в работе простых районных налоговых инспекций", — говорит Юрий Баштовой. По его мнению, подобное реформирование фискальной службы напоминает не капитальный ремонт, а нанесение толстого слоя штукатурки на полуразрушенное здание. В то же время общественность заинтересована в трансформации по примеру той, через которую проходит патрульная служба.

8.Как налоговые новшества повлияют на госбюджет

Предварительный анализ всех предложенных концепций налоговых реформ указывает на серьёзные риски для государственных финансов. "Изменения предполагают появление громадной дыры в бюджете которую, по всей видимости, пока не знают, как закрывать. Обсуждение концепций без ответа на этот вопрос — праздные разговоры", — отмечает исполнительный директор "CASE-Украина" Дмитрий Боярчук.

Концепция Минфина, которая для бизнеса выглядит наименее привлекательно, для госказны более безопасна. "Предложения правительства с точки зрения наполнения госбюджета являются менее рисковыми, — говорит исполнительный директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский. — Вариант общественных организаций несёт риск огромного дефицита бюджета в первые 1-2 года после внедрения, что в нынешней ситуации крайне опасно. А вариант комитета ВР содержит неразумное предложение снижения НДС, что лишит бюджет значительной части поступлений". Возможно, именно вопрос наполнения госбюджета станет определяющим в судьбе налоговой реформы. В частности, Дмитрий Боярчук сомневается, что правительство рискнёт снизить налоги без гарантированных альтернативных источников доходов.

9. Удастся ли выиграть бой с тенью

Авторы всех концепций налоговых изменений ставят перед собой цель вывести экономику из тени. Однако полумеры в достижении этой цели вряд ли помогут. "Понижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда на 30% — не та цифра, которая заинтересует бизнес в выходе из тени. Такое понижение должно составить не менее 50%", — полагает Дмитрий Сушко. Именно поэтому собеседник Фокуса считает более приемлемой инициативу комитета Верховной Рады, которая предлагает снизить нагрузку на зарплаты вдвое с января 2016-го.

"Чем радикальнее модель, тем менее предсказуемы последствия её воплощения, — комментирует Оксана Кобзар из ЮФ FELIX. — Но радикальное снижение налогового давления при условии комплексного реформирования госуправления и пенсионной системы будет способствовать построению доверия и сведёт на нет стимулы для минимизации налогов и ухода в тень".

10. А где реформы?

Опрошенные Фокусом специалисты не разглядели в предложенных Кабмином мерах радикального изменения вектора фискальной политики с репрессивной на стимулирующую. "Данная концепция не реформирует всю налоговую систему. Кардинальные изменения предусматриваются лишь с 2018 года, и только в сфере НДФЛ. Остальные нововведения похожи на точечные выстрелы в рамках действующей налоговой системы, причём преимущественно по налогоплательщикам", — отмечает народный депутат Оксана Продан.

Проработка предложений пока так же выглядит поверхностной — по крайней мере в том объёме, который был обнародован. "Нам показали только красивые презентации с хорошими идеями. Но их внедрение предусматривает целый ряд изменений в законодательство, чего мы пока не увидели", — говорит партнёр правовой группы "Доминион" Михаил Гончарук.

Пока концепция налоговой реформы будет обкатываться в экспертной среде, обсуждаться в парламенте и многократно дорабатываться, бизнес продолжит работать в состоянии неопределённости. "Законы меняются настолько часто, что бухгалтеры не читают законопроекты и после вступления их в силу ждут очередных изменений. Налоговое планирование для бизнеса стало невозможным. А неоправданная сложность регулирования и его нестабильность по-прежнему остаются самой большой проблемой", — резюмирует адвокат, руководитель Харьковского офиса ЮФ "Ильяшев и Партнёры" Ирина Кузина.

Мария Бабенко

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%