пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Публикации » Под стекло. Будет ли эффективной система общественного контроля за деятельностью органов власти?

Под стекло

Будет ли эффективной система общественного контроля за деятельностью органов власти?

Комментарий Оксаны Кобзар для газеты «Бизнес»

Предприниматели хотят заставить законодателей установить единую процедуру общественного контроля за деятельностью органов власти

В середине ноября члены общественного совета при Госпредпринимательстве Валерий Ветров, Анастасия Баклан, Борис Платкевич и Юрий Папировый представили законопроект об общественном контроле (далее — законопроект), призванный определить принципы, формы и процедуру контроля за деятельностью госорганов и органов местного самоуправления со стороны предпринимательских объединений и СМИ. Законопроект - часть разрабатываемой ими же Концепции предоставления бизнесу правовых механизмов для участия в формировании и реализации госполитики в сфере развития предпринимательства (далее - Концепция). Предполагается, что после обсуждения в бизнес-среде продвижением законопроекта и связанных с ним проектов нормативно-правовых актов займется Госслужба, для чего там создана рабочая группа под руководством заместителя председателя Госпредпринимательства Олега Шейко.

Чего не хочется

Ни для кого не секрет, что в Украине низкое качество государственного менеджмента, нелишнее чему свидетель­ство - внезапное отступление от провозглашенного курса на ассоциацию с ЕС и, как следствие, евромайданы по всей стране. Происходит так чаще всего потому, что наши государственные чиновники и служивые рангом помельче привыкли поступать так, как старший приказал. Хотя, казалось бы, в Украине имеется система сдержек и противовесов, подразумевающая общественный контроль за деятельностью органов власти и предназначенная для того, чтобы опускать их с небес на землю. Например, согласно Закону “Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности” (далее - “регуляторный” Закон), органы власти должны соблюдать процедуру предварительного обсуждения с предпринимательскими объединениями проектов регуляторных актов (РА), а законы “Об обращениях граждан”, “Об общественных объединениях" “О доступе к публичной информации” и другие дают им право обращаться с запросами к чиновникам, получать от них необходимые сведения, выдвигать предложения и т.п. В свою очередь, Кабмин постановлениями №996 от 03.11.10 г. и №526 от 18.05.11 г. регламентировал процедуру участия региональных советов предпринимателей (е Киеве, Севастополе, АРК и областных центрах. - Ред.) и прочей общественности в формировании и реализации госполитики. Но, как отмечает Валерий Ветров, в недавнем прошлом глава представительства Госкомпредпринимательства в Николаевской области, существующая система сбоит. По его мнению, причина в том, что органы власти относятся к делу формально: те же советы в областях, как правило, состоят из представителей бизнеса, приближенных к чиновниками, а потому не способны эффективно защищать интересы всех предпринимателей. К тому же законода­тельство не обязывает власти создавать эти советы непосредственно на местах. В результате РА принимаются без учета позиции бизнеса, изобретаются местные порядки и правила выдачи разрешений, а госсредства для развития предпринимательства используются неэффективно.

Сами же представители бизнес-объединений, опрошенные БИЗНЕСОМ, говорят, что сейчас повлиять на чиновников они могут только через суд и органы прокуратуры. Помимо этого и сами общественники, зачастую преследующие различные цели, не всегда умеют договориться между собой. В результате в диалоге с властями у них нет единой позиции, и это осложняет принятие решений в пользу предпринимателей. Свидетельство тому — многолетний конфликт по поводу внесения изменений в специальное законодательство относительно грузо- и пассажироперевозок автомобильным транспортом  и разработки законопроекта о такси.

Как видится

Разработчики законопроекта предлагают в специальном Законе определить единую процедуру общественного контроля за деятельностью органов власти сверху донизу. Осуществлять его предполагается через общественные советы при этих органах (субъекты общественного контроля), в состав которых могут быть избраны представители профессиональных и других организаций. При этом органам власти запрещается вмешиваться в деятельность советов. Документом предлагается законодательно закрепить формы проведения так называемого планового и внепланового мониторинга, а также обязанность чиновников реагировать на результаты этого мониторинга.

Ориентировочная схема осуществления общественного контроля* за деятельностью госорганов и местных властей


При этом юристы, анализировавшие законопроект, отмечают в нем ряд недоговоренностей и явных перехлестов. Например, Оксана Кобзар, партнер юридической фирмы FELIX, говорит, что презумпция добросовестности чиновников (в законопроекте она отнесена к принципам общественного контроля. - Ред.) противоречит концепции, заложенной в Кодексе административного судопроизводства, согласно которой не жалобщик или истец обязан доказывать неправомерность своего поведения, а субъект властных полномочий - законность своих действий или бездействия. Авторы законопроекта, с одной стороны, обязывают субъектов общественного контроля не вмешиваться в деятельность органов власти и не подменять собой контролирующие органы, а с другой - дают право общественникам в ходе осуществления мониторинга посещать должностных лиц, входить в помещения органов власти и подведомственные объекты. Помимо этого, видимо, копируя законодателей, разработчики документа не конкретизировали ответственность должностных лиц органов власти за нарушение законодательства об общественном контроле. Это предлагается сделать путем принятия отдельного закона. Впрочем, и сами разработчики признают, что законопроект еще “сырой”. “Для нас сейчас важен не столько документ как таковой, сколько идея контроля, которую необходимо внедрить в сознание предпринимателей", — говорит Валерий Ветров.

Олег Вачаев

Будет ли эффективной система общественного контроля за деятельностью органов власти?

Виктор Мороз (28), генеральный директор, управляющий партнер юридической компании «Правовая гильдия «ВикториАл» (г.Киев; с 2010 г.; 9 чел.):

- Отдельные субъекты общественного контроля и общественные советы при госорганах и органах местного самоуправления действуют и сейчас. Предлагаемый законопроект существенно расширяет арсенал инструментов, которыми они смогут воспользоваться. Допускаю, что в случае принятия соответствующего Закона некоторые субъекты общественного контроля будут злоупотреблять его нормами, что должно пресекаться самой предпринимательской общественностью. Безусловно, нормы данного законопроекта в части реагирования чиновников на запросы общественных организаций имеют сходство с требованиями Закона "Об обращениях граждан”. Но логика разработчиков законопроекта вполне объяснима, поскольку они пытались систематизировать нормы, регламентирующие вопросы общественного контроля. Тем более что положения законопроекта достаточно подробно регулируют данную деятельность.

Оксана Кобзар, партнер юридической фирмы FELIX (г. Харьков; с 2006 г.; 14 чел.): 

- Гражданину, в том числе и предпринимателю, не нужно никакого разрешения, чтобы требовать отчета у чиновников. Права на контроль за их деятельностью содержатся во множестве законов, просто власти их ни во что не ставят. В нашей практике за последние два года было около пятидесяти судебных процессов, связанных с отказами предоставить нам информацию о расходовании бюджетных средств. Это при том, что право получать такую информацию гарантировано не только Законом “О доступе к публичной информации”, но и бюджетным законодательством. Мое право как адвоката тоже особым образом гарантировано Законом “Об адвокатуре" и обеспечено ответственностью чиновников за отказ. И, несмотря на это, я постоянно сужусь с Укргосреестром, ГАИ, органами доходов и сборов. Что касается общественных организаций, то ст.21 Закона “Об общественных объединениях” предоставляет им право обращаться к чиновникам с предложениями, замечаниями, заявлениями, ходатайствами, жалобами, получать от них публичную информацию, участвовать в разработке проектов нормативных актов. Но эта норма, как и соответствующие нормы других законов, не работает, потому что чиновников никто не принуждает их исполнять. А посему принятие еще одного закона не будет мотивировать бизнес.

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%