пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Публикации » Последствия реорганизации ГНАУ в ГНСУ


С конца 2010 года путем принятия Президентом Указа от 09.12.2010 № 1085/2010 «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти», как того требовала ч. 3 ст. 106 Конституции, был запущен процесс реформирования в механизме правового регулирования системы центральных органов исполнительной власти. Указ принимался для оптимизации системы центральных органов исполнительной власти и устранения дублирования их полномочий. Была утверждена Схема организации и взаимодействия центральных органов исполнительной власти, определившая перечень министерств и других центральных органов исполнительной власти, а также обозначившая членов КМУ, посредством которых Кабинетом Министров Украины направляется и координируется деятельность соответствующих центральных органов исполнительной власти.

Согласно Указу фактически был упразднен такой орган центральной исполнительной власти, как Государственная налоговая администрация Украины, а на смену ей пришла Государственная налоговая служба Украины. Как следствие – создание государственной налоговой службы путем реорганизации государственной налоговой администрации и наделения первой функциями и полномочиями последней.

Процесс смены системы власти на центральном уровне для налоговиков имел следствием кардинальные изменения в части их подчинения и подотчетности. Если прежде налоговая администрация напрямую подчинялась Кабинету Министров Украины, то новосозданный орган – Государственная налоговая служба Украины – подотчетен и подконтролен Министерству финансов Украины. Это предусмотрено в Положении о Государственной налоговой службе Украины, утвержденном Указом Президента Украины от 12.05.2011 № 584/2011, и, соответственно, в Положении о Министерстве финансов Украины, утвержденном Указом Президента от 08.04.2011 № 446/2011.

Что повлечет за собой такое переподчинение налогового органа Минфину, будет ли оно на пользу предпринимательству, однозначно сказать сложно. С одной стороны, переподчинение уменьшит весомость и влияние налогового органа как фискального органа. Возможно, повысится качество нормативно-правовых актов в сфере налогообложения. Дело в том, что на налоговую службу возложена обязанность разрабатывать и вносить на рассмотрение Минфина проекты нормативно-правовых актов, относящихся к сфере деятельности Государственной налоговой службы Украины.

Однако следует отметить, что основным документом, регулирующим деятельность Государственной налоговой службы Украины, по-прежнему является Закон «О Государственной налоговой службе в Украине», а также Налоговый кодекс, закрепляющий ряд полномочий налоговой службы. В этих актах законодательства остались неизменными функции, полномочия и задачи налоговой службы, в том числе и в части принятия нормативно-правовых актов и методических рекомендаций по вопросам налогообложения. После окончательного реформирования налоговой администрации в налоговую службу в данные законодательные акты должны быть внесены соответствующие изменения.

С другой стороны, неизвестно, как себя поведет Минфин, когда в его «руках» аккумулируются полномочия налоговой службы, будет ли он поддерживать «политику и взгляды» налоговиков. Тем более, что Президент наделил Минфин правом возбуждать перед Кабинетом Министров Украины вопросы об отмене актов служб полностью или частично, что дает ему право перетрактовать акты налоговиков в выгодном для него свете. Ранее Минфин в основном поддерживал проекты нормативно-правовых актов налоговой службы. Опасно сосредоточение таких широких полномочий в одном органе (особенно, если к налоговой присоединится таможня). Под эгидой Минфина фактически будет создана одна структура, которая будет наделена такими полномочиями, как планирование бюджета, контроль всех финансовых потоков страны и непосредственное выполнение бюджета. В настоящее время в планы правительства, о чем не раз указывал Премьер-министр Николай Азаров, входит реформа Государственной таможенной службы и Государственной налоговой службы Украины. Одним из революционных планов такой реформы является модернизация таможни и налоговой путем создания единого фискального органа на их базе. Будет ли дана жизнь такой реформе, покажет будущее.

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%