С 19 декабря процесс прекращения юрлиц и физлиц-предпринимателей по их решению обещает стать проще. В силу вступит Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по упрощению процедур прекращения юридических лиц и предпринимательской деятельности физических лиц – предпринимателей по их решению» от 19.05.2011г. № 3384-VI (Закон). Документ определяет порядок погашения обязательств юрлицом и физлицом-предпринимателем перед кредиторами в случае самостоятельной ликвидации, вносит поправки в процедуру предоставления документов государственному регистратору и вводит административную ответственность за нарушение новых правил.
Прежде всего, Законом вводится в Гражданский кодекс новая статья 501, предусматривающая обязанности предпринимателя, связанные с прекращением им деятельности. Например, физлицо-предприниматель должен будет письменно уведомить о своём решении прекратить деятельность всех своих кредиторов и сообщить им срок для предъявления требований. Такой срок установлен от 2 до 3 месяцев с момента опубликования объявления в прессе и должен быть обозначен и в заявлении о прекращении, поданном госрегистратору. Также впервые публикация о прекращении лица должна содержать срок для заявления кредиторами своих требований, который, как видим, увеличен с двух существующих до трёх. Отсутствие указания такого срока в заявлении о прекращении деятельности может быть основанием для отказа в регистрационных действиях.
То есть, можно говорить об укреплении гарантий прав кредиторов, таким образом, поскольку не каждый из них ежедневно отслеживает госреестр и официальные издания на предмет ликвидации своего должника.
Продолжая эту мысль, нужно сказать, что каждое кредиторское требование должно рассматриваться физлицом в пятнадцатидневный срок с обязательным уведомлением о своём решении кредитора. Причём, тем же кредиторам стоит внимательно относиться к полному или частичному отказу ликвидирующегося принять их требования, так как Закон предусматривает всего лишь месячный срок с момента получения ответа для обращения с ними в суд. Пропуск такого срока повлечёт автоматическое погашение таких кредиторских требований. Здесь нужно отметить, что Законом не предусмотрена «судьба» кредиторских требований, которые вообще физлицом не рассматривались, потому как к нему с ними не обращались. Являются ли они признанными или нет должником и, соответственно, как должны погашаться?
Новая статья Гражданского кодекса, наконец, вводит аналогичный, предусмотренному ч. 1 ст. 112 ХК, порядок удовлетворения требований кредиторов к ликвидирующимся физлицам. Это вместе с другими изменениями в Хозяйственном кодексе приведёт к единой утверждённой законодателем очерёдности погашения кредиторских требований для любого ликвидирующегося субъекта. Статья 501 ГК и ст. 112 ХК, соответственно, предписывают соответствующий порядок для ликвидирующихся по своему решению физ- и юрлиц.
Новые нормы Закона ставят контролирующие органы в чёткие рамки путём введения для них обязанности на всех этапах ликвидации в установленные сроки информировать госрегистратора о принятых решениях и происходящих процессах. Так, например, в десятидневный срок с момента публикации объявления о принятии решения о ликвидации контролирующие органы направляют госрегистратору или сообщение о начале проведения внеплановой проверки, или о невозможности её проведения. Последнее решение после истечения двух месяцев с момента публикации такого объявления должно быть заменено контролирующим органом на решение о проведении внеплановой проверки или о наличии возражений против проведения государственной регистрации прекращения юридического лица. Решение о наличии возражений должно быть мотивировано конкретными обстоятельствами. Если такие обстоятельства устранены, контролирующим органам даётся десять дней для отзыва возражений. То есть, такие нормы значительно ускорят процесс ликвидации в целом и оградят его от необоснованных задержек, ведь невыполнение госорганами новых сроков и порядка информирования регистратора грозит штрафами.
Закон предусматривает ещё ряд приятных мелочей, касающихся процесса ликвидации. Например, существующий трёхдневный срок, отведённый госрегистратору, для регистрации прекращения лица сокращён, фактически, до одних суток с момента получения нужных документов. А уже на следующий день после такой регистрации физлицо должно получить уведомление об этом.
Изменения коснулись и публикации уведомления о принятии решения относительно прекращения юрлица и физлица-предпринимателя. Во-первых она теперь будет бесплатной, а во-вторых, с 19 декабря объявления о ликвидации лица мы уже не увидим в газете "Урядовий кур'єр" или в официальном печатном издании органа местного самоуправления по местонахождению субъекта. Такая информация будет публиковаться в специальном издании органа госрегистрации – Бюллетене государственной регистрации. Эта информация снова к сведению кредиторов.
Описанные изменения, кроме прочих описанных значений, также интересны и с точки зрения предусмотренных Законом новых составов административных правонарушений. Законодатель никогда не был так принципиален в закреплении чёткой параллели каждой новой обязанности ликвидирующегося и госоргана, каждого нового срока, алгоритма действий с корреспондирующимся административным нарушением и ответственностью. Так, все новшества в порядке прекращения предпринимательской деятельности физлиц-предпринимателей Закон связывает с вводимой административной ответственностью за их игнорирование.
Ответственность за нарушение нового порядка прекращения предпринимательской деятельности.
Итак, Закон вместе с новыми обязанностями обоих сторон процесса ликвидации, вводит и административную ответственность за их невыполнение. Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП) дополнен новыми составами правонарушений (в частности ст. 1666), а также описанием органов, уполномоченных на их фиксацию и рассмотрение.
Если говорить о физлицах, то новый состав правонарушения всего один – «нарушение порядка прекращения предпринимательской деятельности физического лица-предпринимателя». При этом, что именно является «нарушение порядка…» не ясно. То ли это невыполнение обязанностей, предусмотренных ст. 501 ГК и Законом, то ли что-то ещё, ведь как такового «порядка» то и нет. С другой стороны, данная конструкция правонарушения достаточно универсальна и даже размыта, что позволяет привлечь правонарушителя к административной ответственности практически во всех случаях невыполнения требований Закона и действующих норм, касающихся алгоритма ликвидации. А штраф не мал: от 1020 до 1360 грн. Например, такая санкция ждёт физлицо за неуведомление кредитора о своей ликвидации. То есть, если кредитор узнаёт о ликвидации своего должника, и он его при этом не уведомлял, то первому нужно просто подать жалобу в налоговую о таких обстоятельствах, чтобы привлечь «хитреца» к ответственности. Это позволит немного притормозить сам процесс ликвидации, а потом ещё, возможно, использовать постановление о привлечении ликвидирующегося к админответственности в качестве преюдиции в обжаловании процесса его прекращения.
Что касается юрлиц, то здесь всё на много конкретнее. Законом вводится несколько административных правонарушений, которые заключаются в невыполнении ответственным лицами определённых требований Закона и действующих норм процесса ликвидации. Например, непредоставление в установленный законом срок госрегистратору документов или представление недостоверных сведений в них, отсутствие бухучета или ведение его с нарушением, несвоевременное, неполное или с нарушением проведение инвентаризации имущества, нарушение порядка проведения оценки имущества, составления ликвидбаланса (промежуточного баланса), распределительного баланса, передаточного акта, уклонение от таких действий и др. Таков неполный перечень деяний, за которые председатель комиссии по прекращению юрлица, ликвидационной комиссии, ликвидатор или должностные лица юрлица могут понести административную ответственность в виде штрафов от 1020 до 4250 грн.
Очень правильным есть то, что Законом наряду с ответственностью самих ликвидирующихся субъектов будут существовать и административные штрафы для должностных лиц участвующих госорганов за следующие действия:
- безосновательное возражение контролирующими органами против госрегистрации прекращения юрлиц и физлиц-предпринимателей;
- непроведение или несвоевременное проведение контролирующими органами проверок при ликвидации юрлиц и физлиц-предпринимателей;
- невыдача или несвоевременная выдача соответствующих справок контролирующими органами по результатам проведенных проверок.
Перечисленное относится к тем проблемным ситуациям, которые нельзя объективно предусмотреть в начале процедуры ликвидации и даже объяснить с точки зрения закона уже при их возникновении. Именно при помощи такого латентного неправомерного поведения госорганы (контролирующие органы) подталкивают заинтересованных лиц на «ускорение процесса» известными способами. Теперь им грозит админштраф в размере от 3400 до 4250 грн. за такие действия (бездействия), а это немало даже для чиновника низшего звена.
Согласно изменений в КУоАП, фиксацией такого рода нарушений (составлять админпротоколы) будут заниматься должностные лица специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования, государственной регуляторной политики и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и его территориальных органов. Функция рассмотрения админматериалов отведена районному суду.
Важно отметить, что админответственность за нарушение порядка прекращения юрлиц и физлиц-предпринимателей, допущенное ликвидирующимся субъектом, исключается при наличии факта несоблюдения госорганом сроков выдачи справок и проведения соответствующих проверок. Это вместе с вводимыми Законом штрафами также вселяет объективную надежду на искоренение инертности в поведении контролирующих органов при взаимодействии с ликвидирующимися субъектами хозяйствования.
Принцип молчаливого согласия при осуществлении регистрационных действий: сущность и значение.
Главным новшеством Закона, которое реально сможет упростить механизм ликвидации юрлиц и физлиц-предпринимателей, является введение такого понятия как «принцип молчаливого согласия в сфере государственной регистрации» (далее – принцип). Этот принцип, работающий в процедуре прекращения лица, делает возможной независимость государственной регистрации процесса ликвидации от всяческих необоснованных затягиваний и шантажа контролирующих органов.
Суть новшества в том, что ликвидирующийся после истечения срока предъявления кредиторских требований и осуществления им всех требуемых Законом действий получает право предоставить пакет документов для госрегистрации факта своего прекращения даже без недостающих справок контролирующих органов, если последние затягивают процесс уклоняясь:
1. От назначения и проведения внеплановой проверки.
2. От выдачи справки об отсутствии задолженности и/или снятии с учёта.
3. От осуществления других, требуемых Законом действий.
В таком случае лицо, прекращающее деятельность просто отображает в регистрационной карточке, что им осуществлены все предусмотренные законом действия по ликвидации и расчётам с кредиторами, заверяя такое утверждение личной подписью.
Реализуется данный принцип благодаря вносимым Законом изменениям в действующий Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей».
После вступления в силу Закона, контролирующие органы, как минимум, будут затруднены в возможности терять документы и месяцами их «обрабатывать», искать инспектора, который в отпуске или на больничном. А даже если это и произойдёт, то ликвидирующийся без помех, по принципу молчаливого согласия уже зарегистрирует факт прекращения своей деятельности. Кроме того, не нужно забывать и об административной ответственности, грозящей должностному лицу, виновному в задержке.
Вывод:
реализация Законом принципа молчаливого согласия в сфере государственной регистрации ликвидации субъекта должна:
- первое – значительно уменьшить злоупотребления контролирующих органов «просительной позицией» субъектов, находящихся в процессе прекращения деятельности;
- второе – исключить зависимость ликвидирующихся юрлиц и физлиц-предпринимателей от организационных и субъективных факторов, а также коррупционных умыслов контролирующих органов;
- третье – сократить общий промежуток времени, требуемый для проведения регистрации решения о прекращении и прекращения юрлица, физлица-предпринимателя.
По материалам аналитического издания "Юрист и Закон".