пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Публикации » Стоит ли сохранять налоговые льготы для крупных агропредприятий?

Стоит ли сохранять налоговые льготы для крупных агропредприятий?

Комментарий Оксаны Кобзар для газеты «Бизнес, юридическая фирма FELIX

Кабинет министров в рамках налоговой реформы предложил лишить налоговых льгот аграрные предприятия, земельный банк или годовой оборот которых превышает 10 тыс. га или 50 млн грн. соответственно. Перевод сельхозпроизводителей на общую систему налогообложения - одно из требований МВФ. Этому противятся крупные агрокомпании, уверяя, что не выдержат такого удара. У них сильное лобби в нынешнем составе парламента (см. стр.4-7). С учетом этого на последнем совещании с аграриями Минфин согласился сохранить льготы в АПК до 2016 г., зафиксировав, таким образом, временную победу аграрного бизнес-лобби. БИЗНЕС решил поинтересоваться:

Pro pro pro pro pro pro: Наталия Ульянова, директор департамента международного налогового планирования юридической фирмы ICF Legal Service (г.Киев; с 2005 г.; 9 чел.): 

Ни для кого не секрет, что именно лояльные ставки налогов для предприятий агропромышленного комплекса позволяли отрасли показывать неплохие результаты и приносить деньги в госбюджет. К примеру,только наличие льготы по уплате НДС для аграриев обеспечило приток иностранных инвестиций в украинский агропромышленный комплекс после 2009 г. в размере более $5 млрд. При этом доля товаров отечественного АПК в структуре экспорта увеличилась за десять лет с 11% до 27%. Инициатива правительства по ликвидации налоговых льгот для крупного агробизнеса с начала 2015 г. и по его переводу на общую систему налогообложения, откровенно говоря, недальновидна. В Кабинете министров говорят, что отмена “скидки” поможет собрать в бюджет дополнительные и необходимые в условиях экономического кризиса 20 млрд грн. Однако помогут ли они залатать все прорехи в бюджете - большой вопрос. Почему не стоит отменять льготы и кто может лишиться не только средств для развития, но и бизнеса? Без “скидки” трудно придется большинству крупных агропроизводств страны. Сценарий максимально прост: сначала компании перестанут приносить прибыль, затем не справятся с долговыми обязательствами, а они появятся даже утех предприятий, у которых их может не быть сейчас. А потом - закрытие бизнеса и, как следствие, остановка денежных потоков, в том числе и налоговых поступлений  в бюджет.

При этом чиновникам не стоит забывать, что многие предприя­тия не пожелают мириться с закрытием своего бизнеса, а потому, дабы избавить себя от непосильной ноши многочисленных на­логов, просто-напросто реструктурируют свою деятельность, что абсолютно логично и возможно в условиях ужесточения условий работы.

Впрочем, в правительстве аграриев могут и не услышать, рас­считывая, что при переводе предприятий АПК на общую систему налогообложения Украина получит очередной кредитный транш от МВФ. По оценкам самих аграриев, крупные предприятия, не справившись с дополнительной нагрузкой, уйдут с рынка в ближайшие три-четыре года, и отрасль будет терять около 20 млрд грн. ежегодно.

Contra contra contra: Оксана Кобзар, партнер юридической фирмы FELIX (г. Харьков, с2006 г.; 14 чел.):

Оценить экономический эффект сельскохозяйственных льгот можно, сравнив достигнутые показатели с за- декларированными целями. Все результаты сельскохозяйственной политики - от “развития социальной инфраструктуры” обеспечения занятости до развития аграрного сектора - в общем-то, можно наглядно увидеть, посетив село. Причина такого положения дел - предоставление поддержки не тем, кому это действительно необходимо. Помимо налоговых льгот законодательство предусматривает дотации и субсидии, удешевление кредитов, компенсацию лизинговых платежей, залоговые закупки зерна. Но такая поддержка оказывается только на бумаге. Такая адресная целевая поддержка требует и серьезного контроля. Проще говоря: это ж работать надо! Собирать необходимые средства в бюджет, а затем анализировать эффективность их расходования, контролировать на предмет влияния коррупционного элемента и административного ресурса, пресекать нецелевое их использование. Предоставлять налоговые льготы чиновникам гораздо проще, ведь потери госбюджета от их предоставления и эффект для экономики никто не считает.

Существующая система взимания фиксированного сельхозна­лога несправедлива и не стимулирует экономическое развитие посредством поощрения инвестиций и инноваций. Справедли­вость состоит в том, что налоги должны соответствовать уровню платежеспособности плательщиков. Фиксированный сельхозналог взимается с 1 га земли в процентах от нормативной денежной оценки и не зависит от результатов деятельности. В условиях отсутствия рынка сельскохозяйственных земель налог не зависит и от реальной стоимости земли. Неэффективна такая система и с точки зрения регулирования налоговой нагрузки в неблаго­приятные, неурожайные годы. Высокие не облагаемые налогом прибыли гигантов отрасли - это новый ресурс для их укрупнения, но не стимул для повышения технологичности, экологичности и привлечения инвестиций в социальную сферу. В то же время мелкие и средние фермеры и хозяйства испытывают серьезные трудности с поиском ресурсов для приобретения техники. Если го­сударство заинтересовано в развитии рынка путем поддержания здорового уровня конкуренции, оно должно помочь. Но, льготируя крупный агробизнес, государство не находит ресурсов.

 

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%