пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Публикации » Стоит ли вводить штрафы за отказ принимать к оплате банковские карты?

Стоит ли вводить штрафы за отказ принимать к оплате банковские карты?

Комментарий Оксаны Кобзар для газеты «Бизнес»

Правительство поддержало подготовленный Министерством Экономического развития и торговли Украины проект постановления Кабмина, предусматривающего административную ответственность и штрафы за отказ принимать к оплате банковские карты.В случае отказа в проведении расчета потребители могут обращаться за защитой своих прав в Государственную инспекцию Украины по вопросам защиты прав потребителей" – отметил заместитель директора департамента развития торговли Минэкономразвития Сергей Литвиненко.Бизнес решил поинтересоваться … Стоит ли вводить штрафы за отказ принимать к оплате банковские карты?

Pro Pro Pro Pro Pro Pro

Наталья Тужеляк, юрист юридической компании MorisGroup (г. Киев; с 2004 г.; 35 чел.):

— Я считаю,что введение административной ответственности является обоснованным и оправданным механизмом реализации действующих норм Закона “О защите прав потребителей и контроля за внедрением безналичной платежной системы, которое Украина обязалась провести при вступлении в ВТО. Согласно официальным данным Минэкономразвития, доля безналичных расчетов в Украине составляет 18% (по объему операций; по их количеству - более 40%). Однако если посмотреть глобально, то в 2008-2012 гг., по результатам исследований международного рейтингового агентства Moody’s, безналичные расчеты позволили ежегодно ускорять рост мировой экономики на 0,17%. За последние пять лет они ускорили и рост ВВП Украины - на 0,26%. Стоит учесть, что расходы на аренду платежных терминалов (около 200 грн/мес.) и комиссионные банку по операциям (не более 2,5%) пропорционально сокращают расходы на проведение инкассации, гарантируют фиксирование транзакций, удобство отчетности и отсутствие проблемы фальшивых наличных. Каждый потенциальный владелец платежной карты (в том числе кредитной) для СПД является платежеспособным. Нововведения касаются исключительно СПД, которые обязаны использовать регистраторы расчетных операций и PoS- терминалы. Плательщики единого налога 1-3-й групп, субъекты розничной торговли с торговых мест на рынках, СПД, использующие труд не более 20 наемных лиц, торговую площадь не более 20 кв.м, работающие в населенных пунктах с численностью населения менее 25 тыс.чел.,не могут быть привлечены к ответственности. Расходы на обслуживание PoS -терминалов не влияют на цену товаров и услуг, ведь ее определяет рынок. Критика и регуляторные проблемы - это объективные сопутствующие факторы. В Великобритании, к примеру, регулирование торгового эквайринга началось в 2002 г., а создание единого законодательства завершилось только в 2011 г., когда нормы Директивы ЕС об “электронных” деньгах были имплементированы в виде Регламента (ElectronicMoneyRegulations 2011). Доля безналичных расчетов в Великобритании увеличилась до 92% в 2012 г. Украина проходит аналогичный путь.

Contra Contra Contra

Оксана Кобзар, партнер юридической фирмы FELIX (г.Харьков; с 2006 г.; 14 чел.):

— Я категорически против такой инициативы. Отечественное правительство, как всегда, “заботится о людях”. Такое впечатление, что все украинцы только и ходят с кредитками, и все, что им мешает нормально жить, - это отсутствие терминалов. При этом зарплаты в конвертах все тут же быстренько несут в банк.

Если эта норма заработает, в очередной раз пострадает малый и средний бизнес. Фактически их подводят к тому, что им придется в обязательном порядке устанавливать платежные терминалы. А это 200 грн. в месяц. Для крупного бизнеса это ничто, а для бизнеса - существенно. Кроме того, не стоит забывать о банковских комиссионных.

Но проблема даже не в стоимости аренды терминалов и оплате услуг банка, а в том, что власти опять прикрываются интересами народа (потребителя).Такой подход совершенно неправилен. Я абсолютно убеждена, что в данном случае должны работать законы свободного рынка, покупатель сам будет гривней “голосовать” за те магазины, рестораны, заправки, где есть PoS-терминалы, если этот вопрос его действительно волнует.

И то, что требование о наличии терминалов с момента его принятия (первые нормы Закона датируются 2004 г., на уровне подзаконных актов приняты в 2010 г.) выполнялось недостаточно эффективно, только подтверждает, что потребителям это не нужно. Это искусственное требование, нацеленное на стимулирование безналичного оборота и сокращение массы наличных в обороте, поддержку банков, дедоллорацию, на все, что угодно, только не на защиту прав потребителей...

Со всех концов Украины будут лететь весточки о штрафных санкциях, которые с энтузиазмом начнет применять Министерство доходов и сборов. И все на благо потребителя.

Только в результате, прикрываясь созданием возможностей и благоприятного делового климата в стране, правительство под видом защиты прав потребителей, да еще со ссылкой на европейскую практику, усиливает давление на малый бизнес, который и так в последние годы переживает не самые лучшие времена.

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%