В стране появилась еще одна налоговая
Парламент принял новый Таможенный кодекс. Предполагалось, что депутаты должны учесть поправки президента. В прошлом году он уже ветировал документ. Оппозиция заявляет, что депутаты большинства попросту исказили многие дополнения гаранта. Результатом этого может стать существенное закручивание гаек бизнесу, который становится более зависимым от произвола таможенников.
Верховная Рада приняла доработанный Таможенный кодекс с предложениями президента Украины. Во вторник за принятие такого решения проголосовали 264 народных депутата из 421 зарегистрировавшихся в зале. Напомним, что Таможенный кодекс был принят 3 ноября 2011 года, однако Виктор Янукович ветировал документ и возвратил его в парламент со своими предложениями. Проголосованный норматив вступит в силу 1 мая 2012 года (первого числа второго месяца после его публикации).
Авторы законопроекта (депутаты большинства) декларируют: документ предусматривает упрощение таможенного оформления товаров и сопутствующих процедур (в частности, требования к предоставляющим гарантии по уплате пошлин финучреждениям), увеличение прозрачности при определении таможенной стоимости товаров (в том числе определение четкого перечня условий, при которых Государственная таможенная служба может пересматривать эту стоимость), а также отмену ряда льгот для работников службы (в частности, права на беспроцентный ипотечный кредит).
Документ также предусматривает ряд нововведений в сфере таможенного оформления. Например, право декларанта на осуществление оформления товаров в любом таможенном органе, проведение таможенного оформления в течение четырех часов с момента подачи декларации, персональную ответственность должностных лиц службы за неправомерные задержки оформления. Кроме того, в законе есть статья о декриминализации товарной контрабанды, то есть это нарушение переводится в число административных.
В то же время очевидно, что с принятым кодексом не все так гладко, как хотят представить «регионалы». И он может повысить и без того высокий градус политических страстей в Верховной Раде. Оппозиционные политики уже озвучили массу претензий к юридической чистоте голосования по документу, который депутаты большинства, по сути, впопыхах пропихнули через парламент. Так, первый заместитель главы комитета Верховной Рады по вопросам финансов и банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Сергей Терехин заявил, что после вето, наложенного президентом, все его поправки народные депутаты должны были голосовать отдельно. Однако это не произошло. Названный выше комитет подал на утверждение депутатов, по сути, новый документ, который необходимо было принимать по обычной процедуре, то есть снова голосовать в первом чтении. По словам Терехина, многие предложения депутатов прямо противоречат большинству предложений гаранта. А некоторые принятые позиции, например, отзыв таможней разрешения на ввоз товаров в случае предоставления компаниями недостоверной или неполной информации, являются откровенно коррупционными. Депутат также дает понять, что нормы документа будут способствовать активизации контрабанды алкоголя и сигарет.
Эксперты отмечают массу слабых мест кодекса, которые вполне могут выйти боком компаниям, работающим с таможней. Оксана Кобзар, партнер юридической фирмы FELIX, отмечает: проект значительно расширяет полномочия службы в сфере пост-аудита — вводит проверки плановые, внеплановые, выездные и невыездные, встречные сверки. Теперь работников таможни можно считать полноценными проверяющими, они получили такие же полномочия, как и налоговики. По мнению эксперта, учитывая общее для нашей страны отношение чиновника к предпринимателю как к врагу, эффектом такого расширения прав скорее станет усиление давления на компании — субъекты внешнеэкономической деятельности. «Только от добросовестности чиновников таможни будет зависеть, как заработает институт уполномоченных экономических операторов, предусмотренный проектом. Если коррупционная составляющая сработает, то результатом будет монополизация импорта в руках узкого круга субъектов», — утверждает юрист. Недостатком норматива можно назвать и то, что он не содержит прямого порядка возмещения ущерба, причиненного субъектами ВЭД неправомерными действиями, бездействием и решениями сотрудников таможни.
Автоимпортеры утверждают, что документ грозит существенными проблемами отечественным сборщикам машин. С принятием нового Таможенного кодекса, одобренного Верховной Радой во вторник, возобновляется схема временного ввоза автомобилей сроком на год (вместо 180 дней). Теперь многим автолюбителям будет выгоднее приобрести подержанного «европейца», чем новую китайскую или корейскую машину, собранную внутри страны. Интересно также, что документ позволяет нерезидентам временно ввозить в Украину яхты, вертолеты и самолеты сроком на три года. Эксперты уже заявили, что эта норма полностью нивелирует идею налога на роскошь, о планах введения которого в последнее время заявляют представители власти. Так как существование такой схемы позволит не растамаживать роскошную технику и не платить всех налогов.