пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Публикации » В лучших традициях: что означает приведение госзакупок к международным стандартам

В лучших традициях: что означает приведение госзакупок к международным стандартам

Статья Оксаны Кобзар для "Forbes. Украина", юридическая фирма FELIX 

С чего предлагает начинать борьбу с коррупцией новый закон о тендерах

Принятие украинским парламентом закона о приведении госзакупок к международным стандартам вселило в отечественный бизнес надежду на то, что многолетняя формула «госзакупки = коррупция» вскоре утратит свою актуальность. На какие моменты предпринимателям стоит обратить особое внимание при оформлении тендерной документации, Forbes рассказала эксперт в юридической сфере Оксана Кобзар.

Государственные закупки не станут идеальными, но станут прозрачнее и проще одновременно. При этом кардинально ничего не меняется. На первый взгляд это кажется задачей невыполнимой. Но, похоже, правительство не только выполняет требования международных организаций, но и анализирует опыт практического применения закона. Безусловно, перед нами не окончательный вариант набора норм по регулированию госзакупок. И это хорошо, ведь закон должен следовать за практикой по пути обеспечения эффективности процедур (оперативный выбор лучших предложений) и недопущения коррупции.

Во-первых, повышен порог применения закона. Если раньше по процедурам, установленным законом, осуществлялись закупки товаров на сумму свыше 100 000 гривен, а работ и услуг – свыше 1 млн гривен, то теперь закон работает, если стоимость предмета торгов превышает 200 000 гривен для товаров и 1, 5 млн гривен для работ и услуг. Процедура запроса ценовых предложений теперь будет применяться при сумме закупки до 500 000 гривен (ранее – 300 000 гривен). Такие изменения вызваны, прежде всего, девальвацией национальной валюты, ведь пороговые значения стоимости предмета закупок перекочевали в закон 2014 года еще со старого закона о госзакупках. На самом деле даже 200 000 гривен (около $9000)  – это слишком маленькая сумма торгов, для того чтобы применять к ним процедуры, установленные законом. Не думаю, что такая корректировка в корне изменит ситуацию, и заказчики перестанут искусственно «дробить» лоты.

Во-вторых, смягчены требования относительно программы антикоррупционного комплаенса. Ранее участникам процедуры предварительной квалификации и участникам процедуры закупки, по закону «О предотвращении коррупции», принятому 14 октября 2014 года, для участия в торгах нужно было разработать и принять антикоррупционную программу. В феврале эти требования смягчили, и антикоррупционную программу предоставляли только участники торгов, в которых стоимость закупки товаров или услуг превышала 1 млн гривен, а работ – 5 млн гривен.  

В новом законе требование предоставить антикоррупционную программу и назначить уполномоченного за ее воплощение сотрудника относится только к участникам квалификации и торгов с предметом закупки стоимостью свыше 20 млн гривен. Очень правильное предложение, особенно с учетом того, что большинство участников торгов понятия не имеют, как разработать и внедрить коррупционную программу. Они выполняют это требование исключительно формально – используя доступные в интернете чужие наработки или пользуясь услугами частных компаний по разработке или аудиту антикоррупционной программы. Ни в первом, ни во втором случаях предприятия не имеют намерения действительно внедрить антикоррупционный комплаенс, и забывают о существовании программы сразу же после участия в торгах, ведь практическая реализация такой программы требует серьезного вовлечения всех сотрудников и собственников.

Также закон запрещает требовать от участников торгов справки, касающиеся данных, которые содержатся в единых открытых государственных реестрах, доступ к  которым является свободным. Какие реестры подпадают под это определение, будет решать Минэкономразвития, которое ежегодно до 20 января будет публиковать на своем сайте перечень реестров. Надеемся, эта норма закона отменит не только необходимость предоставления извлечений из ЕГРПОУ, но и справок из реестра предприятий, относительно которых возбуждено дело о банкротстве, которые некоторые заказчики до сих пор требовали, несмотря на то что такая информация содержится в ЕГРПОУ.

Обнаружена авторами законопроекта и проблема манипуляций, связанных с изменением заказчиком тендерной документации. Попытка устранить эту проблему предпринята в законе в виде корректировки алгоритма внесения изменений.

Закон дополнен нормами, которые сводят на нет возможность отклонения конкурсных предложений из-за формальных (несущественных) ошибок. 

Прозрачность торгов обеспечит и новая норма, которая обязывает публиковать протоколы оценки конкурсных предложений – единственный документ, из которого можно увидеть, по каким критериям и почему победителем торгов был избран тот или иной участник. При раскрытии конкурсных предложений, согласно новому закону, по требованию присутствующих при раскрытии участников, представителей СМИ или общественных организаций, заказчик обязан продемонстрировать содержание документа с информацией о цене, а также наличии или отсутствии всех необходимых документов, предусмотренных тендерной документацией.

Еще один шаг в сторону прозрачности – требование о наличии в реестре информации о конечных бенефициарах участников торгов. Скептики возразят – не все компании правдиво раскрывают информацию о конечных бенефициарах в реестре, поэтому желаемая цель устранения коррупции не будет достигнута. Но надо понимать, что процесс необратим, и владелец процесса – не украинские чиновники, а сообщество развитых государств мира. Рано или поздно будут налажены алгоритмы обмена информацией, скрыть истинных владельцев бизнесов и капиталов будет все сложнее, а заложенные в законодательстве антикоррупционные механизмы станут эффективно работать.

Следующий шаг, который регулятор запланировал воплотить – IT-реформа торгов. Начало процессу было положено пилотным проектом ProZorro, который на протяжении лета успешно тестировало Минобороны. Для полноценного функционирования электронных торгов нужно обеспечить законодательную базу, доработать систему. На это и будут направлены дальнейшие усилия. 

Возможно, на первых порах будет естественное сопротивление некоторых заказчиков и участников торгов, которые не обладают достаточно квалифицированным персоналом и технической базой. Но в будущем внедрение электронных процедур, коммуникаций и документооборота не только в государственных закупках, но и во всех сферах жизни общества принесет экономию времени, материальных ресурсов, и позволит работать с информацией на качественно новом уровне. 

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%