пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Публикации » Хочется планировать бизнес в долгосрочной перспективе, основываясь на целенаправленной, рациональной и эффективной регуляторной политике государства

Второй этап налоговой реформы — реформа упрощенки — опять показал, что ручное управление — пока основной метод управления страной, а смена правил во время игры в зависимости от обстоятельств — единственное правило.

Еще в 2010 году президентской программой «Зажиточное общество…» была поставлена задача сократить сферу применения упрощенной системы, пересмотреть критерии и исключить из нее высокорентабельные виды бизнеса и бизнес с пассивными доходами. Цель — обеспечение справедливости налогообложения. Из событий прошлого года мы помним, что выполнять задачу изначально планировалось фактически методом искоренения малого предпринимательства как класса. Общество протестовало, и к «высшей мере» упрощенку не приговорили. Ограничились запретом на отнесение в расходы сумм, уплаченных единщикам, и ограничениями по регистрации плательщиками НДС.

Так или иначе, благодаря счастливому стечению обстоятельств малый бизнес осенью получил новые правила жизни. Упрощенка есть, валовые расходы при работе с единщиками вернули, упрощенцам теперь можно даже уходить в отпуск.

Предприниматели, которые торгуют на рынке и зарабатывают ровно столько, чтобы прокормить свою семью, от принятия закона не пострадали. Ставки для них остались примерно те же, в граничные обороты они должны укладываться. Что касается «цеховика», у которого есть несколько торговых точек и наемные работники, или предпринимателя, оказывающего услуги таким же единщикам или населению, то они тоже вписываются в разрешенные законом обороты и численность персонала с фиксированной ставкой налога, а полставки за наемных доплачивать теперь не надо.

«Ручное управление — пока основной метод управления страной, а смена правил во время игры в зависимости от обстоятельств — единственное правило»

Если верить пояснительной записке профильного Комитета ВРУ к соответствующему законопроекту, почти 87% упрощенцев-юрлиц — это предприятия с годовым оборотом в 300 тыс. грн. По идее не было никакой потребности увеличивать им обороты. Но увеличили, да еще и ставки налога уменьшили вдвое, и слава Богу! Есть и категория условно пострадавших — это физлица на едином налоге, которые работали с крупными предприятиями, да еще и с невысокой рентабельностью. Но у них тоже есть выход — перейти на общую систему и платить налог с прибыли.

С перечнем запрещенных для упрощенцев видов деятельности, в общем-то, не поспоришь. Если говорить о предпринимателях — собственниках заведений общепита, то большинство из них и раньше весь алкоголь проводили через фирмы на общей системе налогообложения, поэтому исключение торговли подакцизными товарами для них не критично. Зато довольны те, кто в розницу торгует ГСМ.

Что касается пассивных доходов, то оставить сдачу в аренду «под крылом» упрощенки было бы совсем непоследовательно. Плюс проявилось-таки понимание авторами закона макроэкономических принципов. Стимулировать пассивные доходы государству не выгодно, народ должен работать и все заработанное тратить, а не вкладывать в недвижимость.

Существует ли грамотное «технико-экономическое обоснование» проекта под названием «Реформа упрощенной системы»? Есть сомнения, поскольку пока никто на политическом Олимпе не был уличен в истинно государственном мышлении. Пройдет квартал-другой, и наши соотечественники научатся жить по новым правилам, разбросают клиентов по субъектам упрощенной системы второй и третьей групп, пересмотрят свои белые и серые обороты. Да, теперь у нас есть понятные и адекватные правила работы, надеюсь, на несколько лет вперед. Особенно пожелать долгой жизни хотелось бы фиксированным ставкам единого налога, подозреваю, что на них может быть совершено «покушение».

Получим ли мы в итоге «зажиточное общество»? Никто не обнародовал официальных расчетов прямого влияния на экономику новых правил для упрощенцев, да это и не принято у нас. А так хочется, наконец, планировать бизнес в долгосрочной перспективе, основываясь на целенаправленной, рациональной и эффективной регуляторной политике государства.

 Журнал «Статус» № 01-03(223-225)   от  23.01.2012

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%