пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Публикации » Земельные правки

Земельные правки

Комментарий Оксаны Кобзар для газеты «Бизнес»

Попытки властей привести отечественное законодательство о земле в соответствие с европейскими стандартами приводят к коллизиям

Земельные отношения в Украине активно реформируются с начала 2000-х годов — со времен принятия Земельного кодекса, который, казалось бы, должен был конкретизировать условия землевладения и землепользования. Оказалось, все не так просто. В начале этого года законодателям совместно с исполнительной властью удалось совершить определенный прорыв: было объявлено о начале работы открытого Земельного кадастра. Дело это, безусловно, прогрессивное, но, как водится в Украине, плохо сочетается с окружающей действительностью и традициями. Теперь депутатскому  корпусу предстоит исправить ошибки.

Депутаты Денис Омельянович и Артем Пшонка (оба - от “Партии Регионов) в январе зарегистрировали законопроект №1208-1 “О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и другие законодательные акты в сфере земельных отношений (относительно упрощения процедуры отвода земельных участков)” 6 июля Верховная Рада приняла его за основу, а 8 июля закон был отправлен на подпись Президенту Украины.

“Законопроект предусматривает ряд изменений, призванных усовершенствовать правовое регулирование земельных отношений. Среди прочего - устранение коллизий, созданных в законодательстве Украины", - говорит Максим Максименко, старший юрист юридической фирмы “Спенсер и Кауфманн” (г.Киев; с 2006 г.; 30 чел.). В частности, предлагается изменить ст.9 Закона “О государственном земельном кадастре”, установив, что вся информация о земельном участке вносится в Государственный земельный кадастр исключительно по местонахождению участка.

По мнению экспертов, это должно позитивно сказаться на качестве информации, поступающей в кадастр. Кроме того, документ содержит положение о запрете согласительным органам при осуществлении согласования требовать проведения любых обследований, экспертиз и других работ.

Отдельного упоминания заслуживает норма об исключении принципа территориальности при выдаче выписок из Государственного земельного кадастра. Сейчас получить эту бумагу можно только по месту нахождения участка либо в Киеве, зато в случае вступления закона в силу это можно будет сделать в любом органе земельных ресурсов по выбору заявителя. “Радует, что во втором десятилетии XXI в. государство наконец-то начинает осознавать все преимущества электронных баз данных, доступ к которым, при желании, можно организовать из любой точки планеты”, - говорит Владислав Кисиль, партнер юридической фирмы “КПД Консалтинг”.

Кроме того, авторы документа предлагают расширить перечень функций местных госадминистраций в сфере градостроительства, изложенный в ст.20 Закона “О местных государственных администрациях”, прописав в ней полномочия по согласованию проектов землеустройства по отводу земельных участков, а также установлению (изменению) границ административно-территориальных единиц, материалов инвентаризации земель. Предполагается, что эти функции будут выполнять структурные подразделения райгосадминистраций по вопросам архитектуры и градостроительства.

Впрочем, несмотря на все плюсы закона, некоторые его положения могут вызвать коллизии в украинском законодательстве. “Так, исключенные из Закона “О государственном земельном кадастреполномочия Государственного земельного агентства Украины по администрированию кадастра предусмотрены в положении об Агентстве, утвержденном Указом Президента №445 от 08.04.11 г.", - говорит г-н Кисиль.

Кирилл Дмитриев

Эксперты -…

…о процедуре

Владислав Кисиль (34), партнер юридической фирмы “КПД Консалтинг” (г.Киев; 2007 г.; 23 чел.): 

- Обращает на себя внимание попытка квалифицировать процедуру землеотвода как разновидность административной услуги. Это действительно прогрессивная идея, которая, при условии ее осмысленной реализации, может оптимизировать далекую от совершенства существующую процедуру отвода земельных участков. Суть в том, чтобы изменить статус заявителя, обращающегося в органы власти по земельному вопросу.

Вместо униженного просителя он станет полноправным потребителем услуги. А это значит, что властные функции органов, уполномоченных взаимодействовать с заявителем, должны быть четко регламентированы и ограничены.

…об исправлениях

Оксана Кобзар, партнер юридической фирмы FELIX (г.Харьков; с 2006 г.; 14 чел.):

- Некоторые изменения подразумевают не упрощение, а упорядочение процедуры;это закон об исправлении исправленного. Частично он устраняет пробелы законодательства, которые образовались в конце прошлого года в результате административной реформы и, по сути, парализовали процедуру землеотвода. До декабря 2012 г. действовали комиссии, которые согласовывали проекты землеустройства, что предполагало коллегиальный порядок принятия решений и, как следствие, распыление ответственности, волокиту. В декабре комиссии упразднили и помимо управлений земельных ресурсов и архитектуры, согласование которых требуется для всех проектов землеотвода, связанных со строительством, ввели некие профильные органы, ведающие отдельными категориями участков, обозначив их общими терминами.

Стало непонятно, какой орган и какого уровня должен согласовывать проект землеотвода в отдельных случаях — к примеру, если речь об участке историко-культурного назначения и т.д.

 

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%