18 января 2012 г.
Выпуск № 52
ВСТУПИЛИ В СИЛУ 18 января 2012 года вступил в силу Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно гуманизации ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности». Закон предусматривает декриминализацию ряда статей, то есть за эти деяния теперь не будет наступать уголовная ответственность. Это касается таких деяний как: контрабанда товаров, нарушение порядка занятия хозяйственной деятельностью (ст. 202 УК); занятие запрещенными видами хоздеятельности (ст. 203 УК); уклонение от возвращения выручки в инвалюте (ст. 207 УК); незаконное открытие валютных счетов за границей (ст. 208 УК); нарушение правил сдачи драгметаллов и камней (ст. 214 УК); подделка знаков почтовой оплаты (ст. 215 УК); незаконное изготовление, сбыт и использование государственного пробирного клейма (ст. 217 УК); фиктивное банкротство (ст. 218 УК); сокрытие стойкой финансовой несостоятельности (ст. 220 УК); незаконные действия в случае банкротства (ст. 221 УК); размещение ЦБ без регистрации выпуска (ст. 223 УК); обман покупателей и заказчиков (ст. 225 УК); фальсификация средств измерения (ст. 226 УК); принуждение к антиконкурентным согласованным действиям (ст. 228 УК); незаконные действия в отношении приватизационных бумаг (ст. 234 УК); несоблюдение обязательных условий приватизации государственного и коммунального имущества и предприятий (ст. 235 УК). Часть преступлений переводится в разряд административных проступков. Ряд преступлений не будут наказываться лишением свободы - только штрафами. Однако размер штрафов существенно возрастает. Верхний предел для размера штрафа как уголовного наказания не может составлять сумму меньшую, чем размер имущественного вреда, причиненного преступлением, или размер дохода, полученного от преступления. В случае невыплаты штрафа в размере не более трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан, наказание может быть заменено на общественные или исправительные работы. Если размер присужденного штрафа более трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан, то в случае неуплаты штраф может быть заменен наказанием в виде лишения свободы. Законом также изменяются общие начала назначения наказаний, классификация преступлений, правила избрания меры пресечения в виде заключения под стражу и в виде залога, увеличивается число статей УК, уголовные дела по признакам которых возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего.
13 января 2012 года вступил в силу Закон N 4188-VI от 20.12.2011"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ужесточения контроля за заключением договоров залога и ипотеки земельных участков и прав на них". Законом внесены изменения в ч. 1 ст. 133 Земельного кодекса Украины и п. 3 ч. 1 ст. 18 Закона "Об ипотеке". В соответствии с изменениями, внесенными в Земельный кодекс, земельный участок или право на него может быть передано в залог только при условии присвоения земельному участку кадастрового номера в порядке, предусмотренном законодательством. Согласно изменениям, внесенным в Закон "Об ипотеке", при заключении ипотечного договора на земельный участок необходимо указывать кадастровый номер земельного участка.
13.01.2012 года вступил в силу Приказ Минюста «Об утверждении типового порядка обработки персональных данных в базах персональных данных» Приказом № 3659/5 от 30.12.2011 г. Минюст утвердил Типовой порядок обработки персональных данных в базах персональных данных, которым установлены общие требования к организационным и технических мерам защиты персональных данных (ПД) при их обработке в базах персональных данных (БПД). Согласно Порядку, обработка ПД в информационной (автоматизированной) системе может осуществляться в составе информационно-телекоммуникационной системы с применением средств сетевой защиты от несанкционированного доступа при обработке. Порядок содержит требование о том, что работники владельца БПД должны допускаться к обработке ПД только после их авторизации. Доступ лиц, не прошедших процедуру идентификации и (или) аутентификации, должен блокироваться. Владелец БПД должен вести учет фактов предоставления работникам и лишения их права доступа к персональным данным и их обработке, а также попыток и фактов несанкционированных и (или) незаконных действий по обработке персональных данных. Что касается технической стороны вопроса, на владельца БПД возлагается обязанность обеспечить антивирусную защиту в информационной (автоматизированной) системе, а также использование технических средств бесперебойного питания элементов информационной (автоматизированной) системы. Уничтожение ПД, согласно Порядку, должно осуществляться способом, исключающим дальнейшую возможность их обновления.
ПРИНЯТЫ:
12.01.2012 года Парламент принял Закон "О развитии и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Украине", устанавливающий новую классификацию субъектов хозяйствования в зависимости от их годового дохода. Законом провозглашаются основные направления государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства, среди которых, к примеру, усовершенствование порядка ведения налогового и статистического учета, упрощенной системы налогообложения (отвечающей, тем не менее, критериям налогового законодательства) для этих субъектов, а также финансовая поддержка. Последняя, согласно проекту, предоставляется за счет госбюджета и местных бюджетов в виде частичной компенсации процентных ставок по кредитам на реализацию проектов субъектов предпринимательства; частичной компенсации лизинговых, факторинговых платежей и платежей за пользование гарантиями; гарантий и поручительства по кредитам; предоставления кредитов (в том числе микрокредитов) на открытие собственного дела; предоставления займов на внедрение новых технологий; компенсации расходов на развитие кооперации; финансовой поддержки энергосберегающих и экологически чистых технологий и др. Исключена ч.7 ст.63 ХК, регулировавшая вопрос классификации субъектов хозяйствования на малые, средние и крупные. Теперь данное деление закреплено ст. 55 ХК. Среди субъектов малого предпринимательства выделены субъекты микропредпринимательства. Таковыми, в соответствии с Законом, являются физлица-предприниматели и юридические лица, у которых средняя численность работающих за год не превышает 10 лиц и объем годового дохода не превышает сумму, эквивалентную двум миллионам евро (эта сумма определяется по среднегодовому курсу НБУ). К субъектам малого предпринимательства отнесены ФЛП и юрлица, у которых средняя численность работающих за год не превышает 50 лиц и объем годового дохода от любой деятельности (согласно действующему регулированию - "от реализации товаров, работ и услуг") не превышает сумму, эквивалентную десяти миллионам евро (сейчас - 70 млн. гривен). Субъектами крупного предпринимательства названы юридические лица - субъекты хозяйствования, у которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) превышает 250 человек и годовой доход от любой деятельности превышает сумму, эквивалентную 50 миллионам евро (по действующему законодательству - 100 млн. гривен). Остальные субъекты хозяйствования относятся к субъектам среднего предпринимательства.
12.01.2012 года Парламент принял Закон "О внесении изменений в Закон "О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах". Закон предоставляет физическим лицам-предпринимателям, имеющим лицензии на осуществление медицинской практики, право осуществлять деятельность по приобретению, перевозке, хранению, отпуску, использованию и уничтожению наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Использовать предусмотренные в законе наркотические вещества в своей лечебной практике такие лица смогут при условии получения лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Ранее получать такие лицензии (соответственно, и осуществлять такую деятельность) могли только юридические лица, в руководстве которых имелись специалисты с профессиональной подготовкой, отвечающей виду деятельности, на который выдается лицензия.
12.01.12 Приказом Минприроды № 433 утверждены новые Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по проведению операций в сфере обращения с опасными отходами. Новые Условия расширили технологические требования к субъектам, чья деятельность связана с опасными отходами. Теперь необходимо составлять специальный паспорт на каждое место или объект хранения и удаления отходов, в котором указываются наименование и код отходов (согласно государственному классификатору), их количественный и качественный состав, происхождение, а также технические характеристики мест или объектов хранения и сведения о методах контроля и безопасной эксплуатации этих мест или объектов. Приказом уточняются требования к специально отведенным местам (площадки, складские помещения) для хранения опасных отходов. Они должны быть покрыты неразрушающимся и непроницаемым для опасных веществ материалом (асфальтом, бетоном, керамзитобетоном, полимербетоном), защищены от атмосферных осадков и оборудованы автономной ливневой канализацией и централизованным или автономным водоснабжением. Также отдельные требования выдвигаются к таре для отходов в зависимости от класса опасности отходов. Приказ вступит в силу со дня официального опубликования.
13.01.2012 года на основе законопроекта № 9624Верховная Рада приняла Закон "О внесении изменений в Заключительные положение Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления ответственности за нарушение законодательства о защите персональных данных". Срок вступления в силу Закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления ответственности за нарушение законодательства о защите персональных данных" перенесен с 1 января на 1 июля 2012 года. Таким образом, если Президент подпишет Закон, нормы КоАП и УК, предусматривающие ответственность за нарушение законодательства в сфере защиты персональных данных, в частности - за уклонение от регистрации баз данных, за невыполнение законных требований органа исполнительной власти по вопросам защиты персональных данных относительно устранения нарушений законодательства о защите персональных данных и т.д., будут действовать только с 1 июля 2012 года.
РАЗЪЯСНЕНИЯ И ДРУГОЕ ГНС в письме № 10992/7/15-1217 от 30.12.2011г. растолковала особенности правоприменения пункта 17 подраздела 4 раздела XX Налогового кодекса. Временно, сроком на 10 лет, начиная с 1 января 2011 года, прибыль субъекта хозяйственной деятельности, полученная от предоставления гостиничных услуг (группы 55 КВЭД ДК 009:2005) в гостиницах категорий "пять звезд", "четыре звезды" и "три звезды", освобождается от налогообложения, при условии, что доход от реализации услуг по размещению путем предоставления номера для временного проживания составляет не менее 75% от совокупного дохода такого субъекта за соответствующий налоговый период, в котором применяется льгота. Исходя из пункта 5 Порядка использования средств, высвобожденных от налогообложения в связи с предоставлением льгот по налогу на прибыль предприятий, (утвержденного постановлением Кабмина от 28 февраля 2011 года № 299), в случае неиспользования налогоплательщиком остатков высвобожденных средств по состоянию на 1 апреля года, следующего за периодом освобождения от обложения налогом, его налоговые обязательства по указанному налогу за I квартал следующего года подлежат увеличению на сумму остатка. Учитывая, что субъекты хозяйствования освобождаются от налога на прибыль, начиная с 1 января 2011 года, сроком на 10 лет, остаток высвобожденных и неиспользованных средств согласно требованиям Порядка рассчитывается по окончании такого 10-летнего срока. По мнению ГНС, для соблюдения 75%-ного критерия, субъект хозяйственной деятельности, предоставляющий гостиничные услуги, включает в состав дохода, полученного от размещения потребителя путем предоставления номера (места) для временного проживания, доход, полученный от реализации объема основных услуг, т.е. таких, которые включаются в цену номера (места) и предоставляются потребителю без заключения дополнительного договора. ГНС также указала, что услуги заказчиков по привлечению потребителей к гостинице, направленные на увеличение объемов предоставления гостиничных услуг (временного проживания в отеле), могут компенсироваться за счет средств, высвобожденных от налогообложения налогом на прибыль. При этом стоимость таких услуг отражается в договоре, который заключается между заказчиком и гостиницей в пользу потребителя по поручению последнего.
Минфин разъяснил сроки регистрации плательщиков единого налога Если субъект хозяйствования (как физическое, так и юридическое лицо) решит с 1 января 2012 года стать плательщиком единого налога, независимо от того, на какой системе налогообложения он находился в 2011 году, он может сделать это, подав соответствующее заявление не позднее 25 января 2012 года (в соответствии с подпунктом "г" пункта 5 Заключительных положений Закона № 4014-VI о внесении изменений в НК и другие законы). Необходимости в подаче заявления об избрании упрощенной системы налогообложения до 16 декабря 2011 года не было, поскольку Законом № 4014-VI определены особые правила перехода на "упрощенку" с 1 января 2012 года. Свидетельство плательщика единого налога теперь будет выдаваться бессрочно и, как и ранее, бесплатно. Срок выдачи - 10 календарных дней после подачи соответствующего заявления. Министерство сообщило также о возможности бесплатного обмена старого свидетельства плательщика единого налога или патента об уплате фиксированного налога (для работавших на едином налоге и фиксированном патенте в 2011 году) на новое свидетельство не позднее 1 июня 2012 года.
Приказом Гостаможслужбы от 05.01.2012 г. № 14 дополнен Классификатор льгот по обложению товаров НДС. Новым товаром, операции с которым, в т.ч. и импортные, не будут облагаться НДС в период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2013 года включительно, являются необработанные шкуры и вычиненная кожа без дальнейшей обработки (товарные позиции 4101 - 4103, 4301). Такая льгота предусмотрена п.16 подр.2 разд. ХХНалогового кодекса. Указанная норма также имеет оговорку: в случае вывоза таких товаров в таможенном режиме экспорта, нулевая ставка не применяется. Кабмин Постановлением от 11.01.2012 г. №9 дополнилПеречень отходов и лома черных и цветных металлов, операции по поставке которых, в частности операции по импорту, временно, до 1 января 2014 года, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость. В Перечень включили 2 новых наименования: использованные (истощенные) аккумуляторы электрические свинцово-кислотные, а также остатки и лом электрических аккумуляторов с содержанием свинца. Постановление вступит в силу с 1 февраля 2012 года.
ГНС в письме № 10953/7/15-1217 от 30.12.2011 года разъяснила порядок перерасчета курсовых разниц по задолженности, выраженной в иностранной валюте. Задолженность в иностранной валюте по товарам (выполненным работам, оказанным услугам), возникшая до 01.04.2011 г., подлежит перерасчету для определения курсовых разниц, исходя из требований п. 7.3 ст. 7 Закона "О налогообложении прибыли предприятий", который действовал до вступления в силу Раздела ІII НК. НК определяет, что определение курсовых разниц от пересчета операций, выраженных в иностранной валюте, задолженности в иностранной валюте осуществляется в соответствии с положениями (стандартами) бухгалтерского учета (пп. 153.1.3 п. 153.1 ст. 153 НК). Согласно п. п. 7 - 8 П (С) БУ - 21 курсовые разницы определяют по монетарным статьям баланса в иностранной валюте, причем такое определение производится на дату осуществления расчетов и на дату баланса (п. 8 П (С) БУ 21). Те есть кредиторская задолженность по расчетам с поставщиками по товарам и кредитам, выраженная в иностранной валюте, начиная с 1 апреля 2011 года, подлежит перерасчету в день ее погашения и на отчетную дату.
Тексты всех нормативных актов Вы можете заказать в FELIX Использованные источники: HTTP: //WWW.RADA.GOV.UA/ HTTP: //WWW.LIGAZAKON.UA/ http://PROFIWINS.COM.ua/ http://nibu.factor.ua/ukr/news
Юридическая фирма FELIX |