за период 25 октября – 7 ноября 2012 года
Выпуск № 93, 94
ПРИНЯТЫ
06.11.2012 Верховной Радой Украины принят Закон Украины «О всеукраинском референдуме». Закон определяет понятие, предмет, основные принципы, законодательные ограничения проведения всеукраинского референдума, устанавливает основания и порядок назначения и провозглашения референдумов, процедуру образования и регистрации инициативных групп, порядок и сроки сбора подписей; процедуру передачи подписных листов в ЦИК и проверки соблюдения порядка сбора подписей и др. Законом обозначены также виды референдумов: конституционный, ратификационный, законодательный и общий.
06.11.2012 Верховной Радой Украины принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты касаемо бесплатной правовой помощи». Документов вносятся изменения в УПК, согласно которых орган дознания, задержавший лицо, может назначить защитника через адвокатское объединение или центр по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи. Требование о назначении защитника является обязательным для руководителя адвокатского объединения или центра.
06.11.2012 Верховной Радой Украины принят Закон Украины «Об аграрных расписках». Законом предусматривается новый способ кредитования сельхозпроизводителей под залог будущего урожая. Аграрная расписка - это документ, устанавливающий безусловное обязательство должника по расписке осуществить поставку указанной в этом документе сельскохозяйственной продукции, качество, количество, место и срок ее поставки. Такая расписка заверяется нотариально, а информация о её движении заносится в специальный Реестр. Расписка без отметки о её выполнении является достаточным подтверждением бесспорности требований кредитора. Пока по аграрной расписке залогом может быть только будущий урожай, а в будущем и скот. При владении участком земли несколькими лицами, они выдают аграрные расписки совместно и несут по ним солидарную ответственность.
06.11.2012 Верховной Радой Украины принят Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Таможенном тарифе Украины» (относительно приведения ставок ввозной пошлины критериям ВТО)». Изменения состоят прежде всего в увеличении размеров ставок ввозной пошлины до уровня, предусмотренного обязательствам перед ВТО. Изменено около 100 товарных кодов на 10 знаках согласно УКТ ВЭД. Среди них: пластмасса, полимерные материалы и изделия из них, химической продукции (товаров товарных групп 38, 39); машины, оборудование и механические устройства, электрические машины, оборудование и их части (товаров товарных групп 84, 85); продукты органической и неорганической химии (товаров товарных групп 28, 29); красители, пигменты, замазки, лаки (товаров товарной группы 32); штукатурные материалы, известь, цемент (товаров товарной группы 25).
25.10.2012 - Решение НКЦБФР от 25.09.2012 № 1283 «Об утверждении Положения о порядке составления и представления административных данных относительно деятельности торговцев ценными бумагами в Национальную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку». Вступает в силу с 1 января 2013 г., кроме п. 2.10 раздела II Положения.
Положением определяется состав, сроки и порядок представления в НКЦБФР данных торговцем ценными бумагами относительно его профессиональной деятельности на фондовом рынке. Действие решения распространяется на юридических лиц, которые в установленном законодательством порядке получили лицензии на осуществление профессиональной деятельности на фондовом рынке - деятельности по торговле ценными бумагами, а именно: брокерской и дилерской деятельности, андеррайтинга, деятельности по управлению ценными бумагами, в том числе, которые имели право на осуществление этой профессиональной деятельности в течение периода, за который подаются данные (квартальные и нерегулярные). Вопросы особенностей процедуры и сроков представления данных также разъясняются в нормах положения.
ВСТУПИЛИ В СИЛУ
07.11.2012 вступил в силу Закон Украины «О государственной поддержке развития индустрии программной продукции» № 5450-VI от 16.10.2012. Документ направлен на формирование благоприятных условий развития индустрии программной продукции Украины. Сфера действия Закона распространяется на субъектов индустрии программной продукции, определённых согласно Налоговому кодексу. Формы государственной поддержки развития индустрии определены в ст. 2 Закона и реализуются на основании годовых планов мероприятий. Такие планы мероприятий по поддержке развития индустрии программной продукции разрабатываются центральным органом исполнительной власти по вопросам науки, инноваций и информатизации не позднее 1 декабря года, который предшествует плановому, и утверждаются Кабмином. Также в ст. 3 Закона перечислены приоритетные направления государственной поддержки развития индустрии.
05.11.2012г. вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» от 05.07.2012г. № 5090 – VI. Изменены положения Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств», согласно которым теперь договор страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (ТС), в случае изменения владельца обеспеченного ТС, действителен до окончания срока его действия. А если, например, происходит отчуждение ТС, права и обязанности страховщика переходят к новому владельцу. На это следует обращать внимание при покупке авто. В отличие от основной части норм Закона, изменения, которыми устанавливается новый порядок возмещения вреда страховщиками, вступают в силу через шесть месяцев со дня опубликования документа.
4.11.2012г. вступил в силу Закон Украины « О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об усовершенствовании механизма правового регулирования и усиления ответственности в сфере обращения с отходами» от 02.10.2012г. № 5402-VI. В целом, Закон направлен на усиление ответственности в сфере обращения с отходами. Для этого КУоАП дополнен составом правонарушения (ст. 188-36 КУоАП) в виде захоронения непереработанных (необработанных) бытовых отходов, за что предусмотрен штраф для граждан - от 340 до 1360 грн. и для должностных лиц, граждан - СПД - от 850 до 1700 грн.
Изменения коснулись и Закона Украины «Об отходах». Даны новые определения понятиям «услуги по вывозу бытовых отходов», «услуги по переработке (обработке) бытовых отходов», «услуги по захоронению бытовых отходов».
4.11.2012г. вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения функционирования системы гарантирования вкладов физических лиц» от 02.10.2012г. № 5411-VI. Так, начали действовать изменения, внесённые в Закон Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц», согласно которых Фонд гарантирования вкладов физических лиц (Фонд) возмещает средства в размере вклада, включая проценты, начисленные на день принятия решения Нацбанком об отнесении банка к категории неплатежеспособных и начала процедуры выведения фондом банка из рынка. Ограничение состоит лишь в том, что это возмещение должно быть не больше суммы предельного размера возмещения средств по вкладам, установленного на дату принятия такого решения. При этом, сумма предельного размера возмещения средств по вкладам не может быть меньшей 200 тыс.грн.
4.11.2012г. вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины об отмене регистрации декларации о соответствии» от 02.10.2012г. № 5312-VI. Путём изменения положений ст. 32 Закона Украины «О стандартах, технических регламентах и процедурах оценки соответствия» отменена обязательная регистрация производителями - субъектами хозяйствования в центральных органах исполнительной власти декларации о соответствии.
4.11.2012г. вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно урегулирования отдельных вопросов налогообложения» от 02.10.2012г. N 5412-VI. Изменения коснулись обложения налогом на прибыль субъектов страховой деятельности, определения налогооблагаемого дохода физического лица, занимающегося земледелием, порядка налогообложения инвестора во время выполнения соглашения о распределении продукции. Из числа плательщиков сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности исключены фельдшерские, фельдшерско-акушерские пункты, сельские больницы, амбулатории и др.
Кроме прочего, документ предусматривает упрощение процедуры проведения внеплановой проверки в связи с прекращением предпринимательской деятельности физлиц-предпринимателей, у которых нет наемных работников. В случае соблюдения условий, а именно:
- налогоплательщиком задекларировано отсутствие доходов от осуществления хозяйственной деятельности;
- налогоплательщик не зарегистрирован как плательщик НДС;
- в органах налоговой службы отсутствует налоговая информация об использовании налогоплательщиком наемного труда физлиц и об открытых налогоплательщиком счетах в банках и других финучреждениях, срок проверки составляет 3 рабочих дня.
Положения об упрощении процедуры внеплановой проверки вступят в силу с 14.11.2012г.
4.11.2012г. вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно выполнения хозяйственных обязательств» от 02.10.2012г. № 5405-VI. Прежде всего заслуживают внимания вступившие в силу новые положения гражданского и хозяйственного кодексов, согласно которым законодатель при признании недействительными кредитных договоров и договоров залога для защиты кредитора предусматривает дополнительные последствия признания сделки недействительно. Так в Гражданский кодекс Украины включена статья 1057-1, согласно которой в случае признания недействительным кредитного договора, суд самостоятельно определяет денежную сумму, которая должна быть возвращена кредитодателю и по его заявлению налагает арест на обеспеченное залогом имущество заемщика или поручителя.
Из-за вступления в силу таких положений закона исключается возможность должником признавать недействительным договор и выводить свое имущество из-под залога банка.
02.11.2012г. вступил в силу приказ Минэкологии от 02.10.2012 г. № 483 «Об утверждении унифицированных форм актов проверок соблюдения требований природоохранного законодательства, содержащих перечень вопросов для осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля)». Кроме перечня вопросов, которые должны обязательно исследоваться при проверке, приказ вносит изменения в Порядок организации и проведения проверок субъектов хозяйствования относительно соблюдения требований природоохранного законодательства от 10.09.2008 г. № 464. Изменения коснулись перечня субъектов, на которых распространяется порядок, определения понятия «государственный инспектор», а также требований к унифицированному акту по результатам проверки.
26.10.2012 - Постановление КМУ от 15.10.2012 № 953 «Некоторые вопросы подготовки к реализации проекта "Село будущего" как составляющей национального проекта "Возрожденное скотоводство" - разработка и реализация программы развития скотоводства».
Постановлением предусматривается, что финансирование проекта «Село будущего» осуществляется за счет средств частных инвесторов и государственной поддержки, которая предоставляется в установленном порядке с учетом показателей предыдущего технико-экономического обоснования. Кроме того, постановлением утверждены объемы инвестиций и формы участия государства в указанном проекте.
26.10.2012 - Приказ Министерства аграрной политики и продовольствия Украины от 25.09.2012 № 578 «Об утверждении Положения о Едином государственном реестре животных».
Приказом утверждено положение о Едином государственном реестре животных, действие которого не будет распространяться на физических лиц, занимающихся разведением животных и их содержанием для собственного потребления продуктов питания животного происхождения. Кроме того, на животных, владельцы которых занимаются их разведением и содержанием, проводят продажу, забой, утилизацию, предоставляют услуги по искусственному осеменению и организовывают выставки, будут выдаваться документы установленного образца, им будет присвоен уникальный идентификационный номер в пределах одного животного вида. Все животные, пребывающие в хозяйствах, будут внесены в Единый государственный реестр - электронную базу данных об идентифицированных животных, их владельцах, хозяйствах, перемещении, забое, утилизации, гибели и т.д. Согласно положению, администратором Реестра животных выступает Государственная ветеринарная и фитосанитарная служба Украины, которая проводит идентификацию и регистрацию животных, осуществляет оформление и выдачу идентификационных документов.
26.10.2012 – Приказ Минюста от 10.10.2012 № 1492/5 «О внесении изменения в Порядок проверки организации нотариальной деятельности государственных и частных нотариусов и выполнения ими правил нотариального делопроизводства»
Приказом внесены изменения в Порядок проверки организации нотариальной деятельности государственных и частных нотариусов и выполнения ими правил нотариального делопроизводства. Согласно новой редакции подпункта 2.1 пункта 2 Порядка, кроме уполномоченных представителей Минюста и управлений юстиции, к проверкам могут привлекаться теперь только нотариусы, имеющие высокий профессиональный уровень и достаточный опыт практической работы, и работники нотариального архива. Ранее предусматривалась также возможность привлечения работников госпредприятия Информационный центр. В состав комиссии (комплексной, целевой, внеплановой проверки) не привлекаются представители Министерства юстиции, управлений юстиции, отдела нотариата управления юстиции, если это приведет к возникновению конфликта интересов у этих должностных лиц. В случае возникновения конфликта интересов член комиссии безотлагательно в письменной форме уведомляет об этом руководителя комиссии. В случае невозможности отстранить члена комиссии от проведения проверки или иным способом устранить конфликт, такой член комиссии осуществляет проверку под непосредственным контролем руководителя.
26.10.2012 – Приказ Минфина от 14.09.2012 № 992 «Об утверждении Порядка принятия Государственной службой финансового мониторинга Украины решения о приостановлении финансовых операций».
Порядком определяется процедура принятия Госфинмониторингом решений и поручений о:
- остановке/возобновления субъектом первичного финансового мониторинга проведения или обеспечения мониторинга финансовой операции соответствующего лица на выполнение запроса уполномоченного органа иностранного государства - в соответствии с ч. 5 ст. 22 Закона «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма» (далее - Закона);
- дальнейшей остановке финансовой операции - в соответствии с ч. 2 в. 17 Закона;
- об остановке расходных финансовых операций по счетам клиентов (лиц) - в соответствии с ч. 3 в. 17 Закона;
- продолжении остановки финансовых операций - в соответствии с ч. 5 в. 17 Закона;
- отмене своего решения относительно остановки расходных финансовых операций - в соответствии с ч. 5 в. 17 Закона.
29.10.2012 – Приказ Министерства инфраструктуры Украины от 21.09.2012 № 570 «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты».
Приказом внесены изменения в Правила оформления перевозочных документов, которыми предусмотрено, что:
1) перевозки собственных (арендованных) локомотивов и вагонов в загруженном и пустом состоянии оформляются перевозочными документами, в которых в графе 20 «Наименования груза» отправителем отмечается: наличие права собственности (собственность, аренда и т.д.), (наименование владельца, вагонной компании, арендатора) и т.д.
2) если в состав маршрута или группы входят собственные вагоны разных владельцев, то в графе 49(50) «Примечание» отмечается владелец вагона и его сокращенное наименование.
Кроме этого, вышеупомянутым приказом внесены изменения в Правила регистрации и эксплуатации собственных грузовых вагонов, согласно которым:
1) собственные грузовые вагоны направляются в ремонт по перевозочным документам, оформленным в электронном (с наложением электронной цифровой подписи) или бумажном виде согласно Правилам оформления перевозочных документов;
2) управление движением пустых собственных вагонов государственных вагонных компаний и изменение станции назначения на пути перевозки осуществляются железными дорогами в порядке, установленном для вагонов инвентарного парка, с внесением соответствующих изменений в перевозочные документы.
29.10.2012 – Постановление НКРЭ от 13.09.2012 № 1181 «Об утверждении Правил пользования природным газом для юридических лиц».
Правила регулируют отношения, возникающие между газоснабжающими, газораспределительными, газотранспортными предприятиями и потребителями природного газа (кроме населения). Действие данных Правил распространяется на юридических лиц, а также частных предпринимателей. В соответствии с Правилами, снабжение природного газа осуществляется в соответствии с договором, за которым поставщик обязывается поставить потребителю (субпотребителю) природный газ, качественные характеристики которого определенно стандартами, в объеме и порядке, предусмотренных договором, а потребитель (субпотребитель) обязывается оплатить стоимость принятого природного газа в размере, сроки и порядку, предусмотренных договором.
ПОДПИСАНЫ ПРЕЗИДЕНТОМ
16.10.2012 подписан Закон Украины «О внесении изменений в статью 8 Закона «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное соцстрахование» № 5455-VI (вступит в силу с 01.01.2013г.). Законом отменяется концепция распределения ставок ЕСВ по классам профессионального риска производства и пересматриваются размеры ставок отчислений для бюджетных учреждений, предприятий, учреждений и организаций, в которых работают инвалиды, для наемных работников, военнослужащих, госслужащих и др.
РАЗЪЯСНЕНИЯ И ПРОЧЕЕ
31 октября 2012 г. Верховный Суд Украины рассмотрел дело о споре по изменению формулировки причины увольнения и взысканию выходного пособия. Суд дал ситуации правовое заключение, из которого ясно следующее. По смыслу ст. 38 КЗоТ Украины (Расторжение трудового договора, заключённого на неопределённый срок, по инициативе работника) работник имеет право по собственной инициативе в любое время расторгнуть заключенный с ним на неопределенный срок трудовой договор. При этом срок расторжения трудового договора и его правовые основания зависят от причин, побуждающих работника к его расторжению и которые работник определяет самостоятельно. В случае, если указанные работником причины увольнения - нарушение работодателем трудового законодательства (ч. 3 ст. 38 КЗоТ), не подтверждаются, или работодателем не признаются, последний не вправе самостоятельно изменять правовое основание расторжения трудового договора по ч. 1 ст. 38 КЗоТ («по собственному желанию…»).
НБУ письмом от 29.10.2012г. № 29-213/10840 разъяснил о том, что предоставление уполномоченными банками кредитов в иностранной валюте физическим лицам - нерезидентам, как путем перечисления средств с этой целью за пределы Украины, так и на территории Украины, является нарушением законодательства Украины.
ГНС разрешила налогоплательщикам не подавать (не заполнять) приложение ОК декларации по налогу на прибыль, начиная с отчетного периода - 9 месяцев 2012 года. Необходимость опубликования такого письма от 17.10.2012 г. № 6274/0/71-12/15-1417 связана с отменой обязанности предоставления информации по операциям с плательщиками единого налога в составе налоговой отчетности. Эта практика будет иметь место до внесения изменений в формы налоговых деклараций по исключению Приложения ОК.
Мнюст в своём письме от 03.10.2012 г. № 10910-0-26-12/83 разъяснил о том, что ч. 1 ст. 15 Закона «О государственной системе биобезопасности при создании, испытании, транспортировке и использовании генетически модифицированных организмов» запрещается промышленное производство и введение в оборот ГМО, а также продукции, произведенной с применением ГМО, до их государственной регистрации. При этом, Минюст напоминает, что экспортно-импортные операции с зерном и продуктами его переработки, кроме хлебобулочных и макаронных изделий, проводятся при наличии сертификата качества зерна и продуктов его переработки. В то же время, пропуск таких товаров через таможенную границу Украины и их таможенное оформление осуществляются таможенными органами на основании полученных с использованием средств информационных технологий документов, подтверждающих соблюдение предусмотренных законодательством ограничений, выданных госорганами, уполномоченными на осуществление соответствующих контрольных функций, другими юрлицами, уполномоченными на их выдачу, если предоставление таких документов таможенным органам предусмотрено законами Украины. Перечни таких товаров (с указанием их описания и кода УКТ ВЭД) утверждаются Кабмином.
07.11.2012 Верховный Суд Украины рассмотрел дело № 6-111 цс 12, предметом которого был спор об обязательстве нотариуса совершить протест налогового векселя. Суд пришёл к правовому заключению о том, что в случае, когда налоговый вексель не погашен в определенный срок, векселедержатель совершает протест такого векселя в неплатеже согласно Закону о нотариате.
Письмом от 17.08.2012 года № 596/0/51-12/17-1117 Налоговая служба Украины указала, что государственная поддержка, которая реализуется в рамках бюджетных программ «Предоставление государственной поддержки для строительства (приобретения) доступного жилья» и «Удешевление стоимости ипотечных кредитов для обеспечения доступным жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» в виде уплаты за счет государственных средств 30 процентов стоимости жилья или в виде удешевления стоимости ипотечных кредитов путем возмещения части процентов по кредитам, полученным гражданами, не включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика. Кроме того, суммы расходов налогоплательщика на уплату затрат на строительство или приобретение доступного жилья, определенного законом, в том числе, на погашение льготного ипотечного жилищного кредита, предоставленного на такие цели, и процентов по нему, принадлежат к расходам, разрешенным к включению в налоговую скидку.
Письмом от 25.09.2012 № Н-18036/8.2 Минюст разъяснил некоторые вопросы законодательства относительно неоднозначной (множественной) трактовки прав и обязанностей плательщиков налогов и защиты персональных данных. Так, Минюст указывает на то, что в соответствии с пп. 4.1.4 п. 4.1 ст. 4 НК налоговое законодательство Украины основывается на принципе презумпции правомерности решений плательщика налога. Согласно п. 56.21 ст. 56 НК, если нормы законодательства противоречат друг другу и допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей плательщиков налогов или контролирующих органов, в результате чего имеется возможность принять решение в пользу как плательщика налогов, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу плательщика налогов. В соответствии с п. 53.1 ст. 53 НК, не может быть привлечен к ответственности плательщик налогов, действовавший в соответствии с налоговой консультацией, предоставленной ему в письменной или электронной форме, а также обобщающей налоговой консультацией, в частности, на основании того, что в будущем такая налоговая консультация или обобщающая налоговая консультация была изменена или отменена.
Также Минюст обращает внимание на то, что в соответствии с ч. 3 ст. 10 Закона «О защите персональных данных» использование персональных данных работниками субъектов отношений, связанных с персональными данными, должно осуществляться только в соответствии с их профессиональными или служебными либо трудовыми обязанностями. Данные работники обязаны не допускать разглашения каким-либо способом персональных данных, которые им были доверены или которые стали известны в связи с исполнением профессиональных или служебных либо трудовых обязанностей. Такое обязательство действует после прекращения ими деятельности, связанной с персональными данными, кроме случаев, установленных законом.
Письмом от 05.10.2012 № 6291/26/47-12 НКРЭ предоставила разъяснения относительно составления акта о нарушении Правил пользования электрической энергией. Так, акт нарушений Правил пользования электрической энергией в случае выявления такого нарушения во время контрольного осмотра или технической проверки уполномоченным представителем поставщика электрической энергии (представителем энергоснабжающей организации) оформляется на месте выявления нарушения в присутствии представителя потребителя. В акте должны быть указаны содержание выявленного нарушения со ссылкой на соответствующие пункты Правил и исходные данные, необходимые и достаточные для определения объема недоучтенной электрической энергии и (или) суммы причиненных потребителем убытков. При необходимости в акте указываются меры, которые необходимо предпринять для устранения допущенных нарушений. Объем недоучтенной электрической энергии и сумма нанесенных потребителем убытков определяются уполномоченными представителями поставщика электрической энергии (энергоснабжающей организации) во время заседаний комиссии по рассмотрению актов о нарушениях на основании акта нарушений.
Тексты всех нормативных актов Вы можете заказать в юридической фирме FELIX.
Использованные источники: