пр. Московський 52, 4 поверх, Харків, Україна, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Головна » Публікації » “Безнаказанность — корень зла”

“Безнаказанность — корень зла”

Cуществует ли в Украине политика таможенного регулирования со стратегическими целями или, как писал Даниил Хармс“господство обстоятельств и скрещение событий… нами правит как детьми”? Бессистемность действий власти создают впечатление, что такой политики нет. Тем не менее “британские ученые” обнаружили доказательства существования в Украине политики в сфере таможенного регулирования. В Законе (№2411 от 01.07.10 г. — Ред.) “О принципах внутренней и внешней политики” закреплен принцип повышения эффективного транзитного потенциала Украины. Если ориентируемся на транзитный потенциал — значит, эффективность таможенных процедур для нас важна.

Как по писаному

С 2010 г. официальным планом экономических преобразований в стране является президентская Программа экономических реформ на 2010-2014 гг. “Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство” (см. статью "Мотиватор" — Ред.). Есть и более свежий документ — Национальный план действий по внедрению этой Программы на 2012 г.Программа в качестве необходимых шагов называет гармонизацию таможенного законодательства с законодательством ЕС и реформирование таможенных процедур. В частности, документом запланировано:

  • создать и применить качественную систему управления рисками совместно с эффективными процедурами проверки послетаможенного оформления (постаудит);
  • имплементировать Киотскую конвенцию и модернизировать таможенное законодательство на основе законодательства ЕС, в частности Customs Blueprints (критерии, предъявляемые к работе таможни.— Ред.);
  • упростить процедуру оценки таможенной стоимости и привести ее в соответствие с требованиями ВТО;
  • внедрить процедуру оценки таможенной стоимости по рекомендациям ВТО и ЕС;
  • ликвидировать планы по мобилизации налогов и сборов для таможенных постов и центров таможенного оформления.

Пункт 83 Национального плана на 2012 г. возлагает на премьер-министра, Минис­терство финансов и Государственную таможенную службу обязательства до декабря 2012 г. подготовить акты по усовершенствованию процедур таможенного оформления товаров, пересмотреть порядок получения и подачи документов, необходимых для таможенного оформления товаров, сократить количество, сроки и стоимость подготовки таких документов.

Практическими шагами реализации оте­чественной таможенной политики было подписание Киотской конвенции, вступление в ВТО и подписание Генерального соглашения о тарифах и торговле, внедрение электронного декларирования, наконец, принятие нового Таможенного кодекса и переговоры о Зоне свободной торговли с ЕС.

На деле

Итак, на бумаге политика есть. Но на практике реализовать ее не удается. Так, когда в начале года премьер-министр Николай Азаров распорядился обеспечить публичный доступ к базе цен товаров Гостаможслужбы, чиновники поместили на сайте некую таблицу, которая имеет мало общего с базой данных таможенной стоимости товаров, которой руководствуется таможня на деле (см. статью "Мелкой доступью" — Ред.).

Наломала дров ГТСУ и в реализации поставленной Президентом задачи по созданию и применению качественной системы управления рисками совместно с эффективными процедурами проверки послетаможенного оформления (читай — перенос акцентов таможенного контроля на постаудит). Таможенный кодекс, в котором полномочия таможни в сфере постаудита существенно расширены, был еще только в проекте, а волна постаудитов захлестнула уже полстраны.

Наконец, последний раз таможенная “политика” обнаружила себя в недавно озвученных инициативах ГТСУ. Предложения Гостаможслужбы относительно обязательной маркировки импортных товаров абсолютно не вписываются в п.83 Национального плана — “сократить количество, сроки и стоимость подготовки документов для таможенных процедур”. С обеспечением качества и безопасности импортных товаров маркировка не будет иметь ничего общего, да и уложиться в четыре часа таможенного оформления, предусмотренные новым Таможенным кодексом, будет сложно. Можно не сомневаться, что стоимость маркировки ляжет на плечи конечных потребителей.

Следующее предложение — применение основного метода оценки импортных товаров только по прямым контрактам с производителями — не только прямо противоречит задаче гармонизации таможенного законодательства Украины с законодательством ЕС, нарушает обязательства Украины в рамках ВТО, но и является прямой дискриминацией ряда поставщиков.

Очевидно стремление переложить часть функций государства на граждан и бизнес. Зачем таможенной службе выявлять и доказывать реальные случаи умышленного занижения таможенной стоимости, налоговикам — уклонения от уплаты налогов, другим контролирующим органам — нарушения требований к качеству и безопасности товара? Лучше ввести презумпцию виновности всех во всем и придумать дополнительные обязанности для предпринимателей, ограничивая их возможности ведения бизнеса.

Место на карте

Казалось бы, правила игры в международной торговле для всех членов ВТО определены, и Украина под ними подписалась. Для членов ВТО они закреплены в Генеральном соглашении о тарифах и торговле (ГАТТ), а также многосторонних соглашениях, подписанных в развитие положений ГАТТ. Почему же тогда запрограммированные и такие необходимые стране меры по реформированию таможни не приносят ожидаемого результата?

Почему до сих пор фиксируются случаи таможенного оформления импортных грузов продолжительностью в несколько недель, и товар “гниет” на складе? Почему экспертные учреждения ГТСУ превратились в инструмент борьбы с “несогласными” импортерами и брокерами, и действует фактически один способ определения таможенной стоимости — по некой таинственной “базе”?

Процедура импортной очистки — это только процедура, формальность. Безусловно, это и система, которая блокирует недобросовестные действия. Но это не дойная корова для бюджета страны и отдельных семейных бюджетов, это не притча во языцех и не одна из главных проблем национальных импортеров, как в Украине.

Советы

Если у кого-то из высшего руководства страны появятся зачатки государственного мышления или просто желание воздвигнуть себе памятник нерукотворный, вот несколько предложений в части таможенной политики. Да, без борьбы с коррупцией любые меры будут полумерами, об этом много говорят. Вместе с тем предлагаю в число приоритетов государственной политики в этой сфере ввести принцип неотвратимой имущественной ответственности чиновника таможни за убытки, причиненные в связи с неправомерной задержкой таможенного оформления или принятием неправомерных решений.

Даже в самом сыром виде этот принцип не закреплен в новом “прогрессивном” Таможенном кодексе. Безнаказанность — корень зла. Второй — правильно построить контроль за выполнением государственной политики. Иначе все останется в рамках старой схемы “ты начальник, я дурак”.А что со всем этим делать простому импортеру, таможенному брокеру, иными словами, жертве таможенной “политики”? Читать новый Таможенный кодекс и старые ГАТТ, Киотскую конвенцию и Соглашение о применении статьи VII ГАТТ — там много интересного и полезного.

Новый Таможенный кодекс опять повсеместно критикуют. Критика — источник усовершенствования. В то же время лучшее познается в сравнении. Предлагаю не подсказывать таможне, как манипулировать новым Кодексом, а изучить инструменты, которые новый Таможенный кодекс предоставляет предпринимателям.

Пройдемся по самым “горячим точкам”.

Принятие декларации. Закреплено право декларанта самостоятельно фиксировать факт и время подачи грузовой таможенной декларации в электронной системе таможенного оформления. Как это будет работать на практике, пока непонятно, и все же…

Определение таможенной стоимости. Предпринята попытка хотя бы сузить возможности для произвольного применения методов ее определения.

  • В новом Таможенном кодексе есть список документов, подтверждающих таможенную стоимость (ст.53). Ранее на уровне закона такого списка не было, таможенники манипулировали постановлением Кабмина №1766 от 20.12.06 г.
  • Изложены условия дополнительного запроса документов, хотя и сформулированные не так четко, как хотелось бы.
  • Предусмотрена обязанность указать перечень затребованных документов в решении о корректировке таможенной стоимости (КТС; ст.55). Мы можем обжаловать решение о КТС в том числе на основании неправомерного запроса документов, можем оперировать документом, а не обратной стороной декларации таможенной стоимости, как раньше.
  • Закреплен четкий перечень оснований для отказа в оформлении по заявленной стоимости (ч.6 ст.54). Раньше здесь было белое пятно. Закреплено требование обоснованности сомнений таможни в заявленной стоимости товара, установлен перечень случаев, когда такие сомнения могут появиться. Введена “презумпция невиновности” импортера: если таможенный орган не может аргументированно доказать, что заявленные сведения о товаре являются неполными или недостоверными (в том числе неправильно определена таможенная стоимость), заявленная стоимость считается признанной автоматически (ч.7 ст.54). Есть требования к содержанию решения о КТС, сроки его принятия, что облегчит его обжалование.

Нарушения таможенных правил. В Кодексе заложены нормы, ограничивающие право таможни наказывать декларантов за ошибки в грузовой таможенной декларации. Ответственность за ошибки будет наступать только при систематичности (два и более раз в месяц). Штрафы и другие санкции за нарушения, связанные с неправильной классификацией товара по УКТ ВЭД, будут налагаться, только когда решение таможни о смене кода товара было принято на основании недостоверной или неполной информации декларанта, существенно повлиявшей на принятие решения. 

Автор: Оксана Кобзар FELIX Law Firm

 

БИЗНЕС №20 (1007) от 14.05.2012

design by Andrew Grachev
ЗНИЖКА 20%